От амнистии никуда не денемся?

"Минский процесс" активно перезагружают

Предновогодняя сказка с массовым освобождением пленных получила неожиданное продолжение. Спецпредставитель по вопросам гуманитарного характера от Украины в Трехсторонней контактной группе Виктор Медведчук заявил, что ожидает следующих этапов обмена, правда, их проведение задерживается из-за юридических причин. В частности, те, кого освобождают на территории Украины в обмен на военнослужащих и гражданских, находящихся на территории ОРДЛО, имеют различный правовой статус.

Всех кандидатов на обмен можно разделить на три группы:

- те, против кого проводится досудебное следствие;

- те, дела которых находятся в судах;

- те, кто отбывает наказание в тюрьмах.

Соответственно, по мнению спецпредставителя Украины, принятие в парламенте закона "Об амнистии" могло бы "существенно ускорить обмен".

Я неоднократно напоминал, что Медведчук не только представляет Украину в контактной группе по вопросам обмена пленных и регулярно встречается с российским руководством, но и является автором собственного "мирного плана", основанного на "Минских договоренностях". А принятие закона об амнистии занимает видное место в тексте "Минских соглашений" (вместе с законами об особом статусе ОРДЛО, изменении Конституции Украины в направлении децентрализации и увеличении полномочий регионов, о выборах на этих территориях).

Законопроект об амнистии начал рассматриваться на уровне уполномоченного Верховной Рады по правам человека

Законопроект об амнистии пока не принят парламентом, хотя не так давно и начал рассматриваться на уровне уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Однако стоит отметить, что нынешний формат обмена пленных, по сути, и предусматривает реализацию закона об амнистии участников боевых действий на территории Донбасса, хотя и без принятия самого законопроекта.

Ведь каким образом осуществляется обмен? С территории ОРДЛО передают тех, кого в списки внесла украинская сторона в обмен на тех, кого в списки внесли т.н. ДНР-ЛНР. Освобождает Украина амнистируемых, ведь без амнистии их никто освободить бы не мог. То есть, реализуется та же идеология, что и в законе "Об амнистии", но в форме подписания президентом индивидуальных указов о помиловании.

Таким образом, украинская власть уже реализует пункт об амнистии, но мало кто, собственно, это замечает, поскольку главной темой является именно обмен пленных, который, по сути, и выступает формой реализации амнистии. Предположим, что шестой пункт "Минских договоренностей" все же реализуется, и обмен пленных в формате всех на всех завершается. Что это означает на практике? Что и амнистия де-факто проведена, поскольку все удерживаемые в украинских тюрьмах, имеющие отношение к конфликту в Донбассе, будут освобождены. Что касается обвиняемых в особо тяжких преступлениях, то на них амнистия не распространяется в любом случае.

Здесь еще стоит напомнить, что в Госдепе США очень положительно восприняли последний обмен пленных. Как следует из официального заявления внешнеполитического ведомства США, они приветствуют обмен и возлагают на него большие надежды: "Мы вновь призываем стороны к полному соблюдению Минских обязательств, в том числе обмена задержанными по формуле "всех на всех"; полного прекращения огня; отвода тяжелого вооружения; создание безопасных условий для работы наблюдателей СММ ОБСЕ и восстановления гуманитарного доступа в зону конфликта".

Речь идет о попытке перезагрузки "Минского процесса" и обмену пленных в нем отводится не последняя роль

Таким образом, речь идет о попытке перезагрузки "Минского процесса" и обмена пленных в нем отводится не последняя роль. И причины этого тоже понятны. Гуманитарные проекты вызывают поддержку и понимание в украинском обществе, ведь касаются жизни и свободы обычных граждан.

В то же время, они позволяют запустить "мирный процесс", но уже в несколько новых, поступательных формах. Например, принятие законопроекта "Об амнистии" в ВР может вызвать непрогнозируемую реакцию в обществе и непонятные последствия. В то же время, реализация той же амнистии де-факто вызывает только одобрение и поддержку. Так не будет и сама логика распространяться и на другие аспекты "Минских договоренностей"? Когда официальный Киев начнет реализовывать пункты "Комплекса мер" с помощью тактики "мелких шагов вперед"?

Тактика воплощения положений "Минских договоренностей" существенно меняется, становится более "плавной" и "мягкой"

Трудно прогнозировать, какие именно дальнейшие "мелкие шаги" могут быть, однако уже сейчас очевидно следующее: 1) "Минский процесс" действительно очень активно перезагружают; 2) недаром в этой перезагрузке активное участие принимает Медведчук, ведь происходит фактическая реализация его собственного "мирного плана"; 3) тактика воплощения положений "Минских договоренностей" существенно меняется, становится более "плавной" и "мягкой".

Напоследок, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Президент Петр Порошенко подчеркнул, что переговоры по обмену пленных продолжатся после 10 января. Однако Трехсторонняя контактная группа 10 января собираться не будет. Следующая встреча состоится только 18 января, о чем, в частности, заявил недавно представитель ОБСЕ в группе М. Сайдик. Собственно, нам остается только гадать, что именно должно состояться 10 января? Что же такого должны обсуждать 10 января? Кто будет вести эти переговоры за пределами ВСК? И не может ли это помешать дальнейшему переговорному процессу по обмену пленных и реализации "Минск"? На эти вопросы пока трудно ответить.

Петр Олещук, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи