Почему Украина должна посчитать своих трудовых мигрантов

Люди являются самым ценным ресурсом

Каждая уважающая себя страна строит планы по развитию. В некоторых государствах планирование осуществляется на год-два вперед, в некоторых на 5 – 10 лет. Чтобы составлять реалистичные планы по развитию государства, необходимо опираться на статистику, которая демонстрирует состояние всего, что происходит в стране.

В Украине делают так же. Чтобы посчитать – сколько стране понадобится угля для зимнего сезона, берут статистику за прошлый год и планируемые затраты этого энергоносителя в этом году. Так формируют минимально необходимые запасы угля и в зиму города не остаются без отопления. Если бы угля не хватило, ситуация могла бы закончиться катастрофой. Это хорошо понимают в правительстве.

Украинские трудовые мигранты являются таким же ценным ресурсом, который необходимо учитывать, обеспечивать защиту в других странах и предлагать возможности для возвращения на родину

Зато не хотят понять другое – украинские трудовые мигранты являются таким же ценным ресурсом, который необходимо учитывать, планировать работу с ним, обеспечивать защиту в других странах и предлагать возможности для возвращения на родину и реинтеграцию в обществе. Люди являются самым ценным ресурсом. К сожалению, чиновники не спешат реформировать рынок международного трудоустройства, который контролируют мошенники, не заботящиеся о людях, которых отправляют на работу.

5 млн наших соотечественников, по данным МИД, находятся в других странах, где большинство из них работает. И новые миллионы готовятся последовать их примеру. Что они получают за границей? Прежде всего возможность нормально жить, планировать будущее, заботиться о своих родителях и детях. А еще официальную работу, которая приравняет их в социальном статусе с местными жителями.

Нелегальные компании и откровенные мошенники контролируют около 99% рынка

Что можно сделать сегодня для нормализации рынка международного трудоустройства Украины? Прежде всего убрать с него нелегальные компании и откровенных мошенников. Сейчас они контролируют около 99% рынка. В 2016 году, по данным Госслужбы занятости Украины, в Польшу через лицензионные компании было отправлено на работу 9,5 тыс. украинцев. В тоже время польское правительство сообщает, что за аналогичный период времени нашим согражданам выдали 1,3 млн разрешений на работу. Даже с учетом того, что некоторые украинцы, которые приезжают на сезонные работы, могут получить приглашение на работу два раза за один год, цифры явно несопоставимые.

При этом получить лицензию на международное трудоустройство в Украине очень непросто. Документы лежат в недрах Минсоцполитики месяцами, возвращаются владельцам по непонятной причине и т.д. Пример – в этом году по состоянию на середину сентября лицензии получили 253 компании, из них 185 – на трудоустройство в Польшу. За это же время было зарегистрировано 1885 новых польских компаний (в десять раз больше!), которые будут заниматься трудоустройством. Мало того, что процедура получения лицензии крайне сложна, так еще и затрудняет своим обладателям жизнь, принуждая быть готовыми к постоянным проверкам. Мошенников эти проблемы не касаются – они могут отправлять людей без всяких гарантий неизвестно куда, вообще никуда не отправлять, а обманывать и не нести никакой ответственности. Потому что государственные проверяющие структуры и полиция не борются с ними.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что лицензия не работает вообще. Почему бы не сделать ее такой же, как и в Польше – когда компания просто уведомляет государство о том, что собирается заниматься трудоустройством в другие страны? В таком случае чиновники, которые задерживают выдачу лицензий, лишатся возможностей для коррупционного давления на бизнес. А компании, заявившие о своей "легальности", сами предложат себя государству для проверки. И мы в первый же год получим прирост официального рынка трудоустройства на несколько тысяч компаний, которые сейчас боятся или не могут получить лицензию, но хотят работать открыто.

Множество украинцев работают за рубежом нелегально и боятся регистрироваться и обращаться в посольство

Зачем нужна реформа рынка международного трудоустройства? Оставив на нем только официальные компании, украинская власть сможет получить точную статистику по трудовым мигрантам – кто и в какие страны поехал на работу. Более того, не вкладывая ни копейки в защиту людей, государство при этом получит гарантии того, что мигранты отправились к легальным работодателям, находятся за границей официально и защищены местным законодательством. Легальная компания по международному трудоустройству всегда находится под пристальным вниманием, угрозой проверки, закрытия или штрафа. Список таких компаний должен быть представлен на сайте Минсоцполитики и доступен для всех желающих, в том числе инспекции труда, полиции и рядовых граждан, которые ищут трудоустройство за рубежом.

Для чего необходимо вести учет трудовых мигрантов? Зная, в каких странах и в каком количестве работают украинцы, легче будет сравнить условия, в которых они там находятся, а также величину их зарплаты с украинскими реалиями. И понять, что необходимо менять в государстве, чтобы эти люди начали задумываться о возвращении домой. Кроме того, наши посольства должны вести активную работу и быть в контакте с гражданами в странах их присутствия. Сейчас эта работа неудовлетворительна еще и потому, что множество украинцев работают за рубежом нелегально и боятся регистрироваться и обращаться в посольство. Представительства Украины за рубежом должны стать местом, куда любой гражданин нашей страны всегда может обратиться за советом или помощью. Налаженный учет трудовых ресурсов приведет к переоценке государственной политики и развороту власти к людям. В другой ситуации украинским элитам будет в скором времени не на кого опираться.

Василий Воскобойник, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі