Що будет с АТО?

5 самых распространенных вопросов о переформатировании АТО

Состоялось заседание рабочей группы по доработке законопроекта про переформатирование АТО, ранее анонсированного секретарем СНБО Александром Турчиновым. Работа над законопроектом заканчивается. Согласовываем некоторые детали. Вскоре увидим его в Раде.

Зачем нужен такой законопроект?

АТО позволила остановить наступление россиян на Донбассе и осуществить освобождение достаточно больших территорий. Весной 2014-го это был наиболее приемлемый формат, когда вместе с отрицанием Путиным своей агрессии и серьезная часть международного сообщества, включая наших партнеров, не верила в "российские корни" конфликта. Сегодня все понимают, что это - не внутренний конфликт, а агрессия Кремля.

Как бы кому не хотелось, не можем взять и объявить войну России

Но и сейчас, как бы кому не хотелось, мы не можем взять и объявить войну России. Учитывая, что она и теперь рьяно отрицает свою агрессию на Донбассе. Просто не сможем бодаться военными и экономическими потенциалами "напрямую", в ходе открытого военного противостояния двух держав. Такая нынешняя "де-факто война без войны де-юре" – и есть суть путинской "гибридной агрессии". На эти реалии мы нашли не менее "гибридный ответ" в виде данного законопроекта, когда украинская армия может использоваться для освобождения оккупированных россиянами территорий без юридического состояния войны с РФ.

Почему вопрос переформатирования АТО возник только сейчас, на четвертом году войны?

Вопрос о несоответствии АТО реалиям конфликта стоял давно. Последней каплей стал фактический срыв Москвой Минского процесса, когда с начала 2017-го Россия признала "документы" ЛНР-ДНР. Ввела в оккупированных районах Донбасса "рублевую зону". Загребла украинские предприятия под видом "национализации". А сейчас устами Путина и его шавок размышляет о дальнейшей по сути интеграции ЛНР-ДНР в РФ. Эти шаги россиян заставляют нас форсировать вопрос признания данных территорий оккупированными (да, это надо было сделать давно, но это не значит, что по этой причине не надо этого делать сейчас) и переформатировать АТО, поскольку понятия деоккупации и антитеррористической операции несовместимы.

Чем предлагается заменить АТО?

По сути – военной операцией, руководимой не СБУ (как сейчас, в режиме АТО), а Оперативным штабом. Общее руководство Оперативным штабом будет осуществлять Президент как верховный главнокомандующий, по вопросам обороны также руководство осуществляет Генштаб. Президенту дается право как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных. Все нынешние военно-гражданские администрации или военные администрации в случае создания последних также "замыкаются" на Оперативном штабе.

Будет ли вводиться военное положение?

Законопроект (вполне в русле нынешнего законодательства) позволяет вводить военное положение на усмотрение Президента Украины. Однако надо понимать, что Закон о правовом режиме военного положения – это не инструмент использования ВСУ, как почему-то уверены многие. Военное положение (а оно, согласно тому же Закону, может вводиться и без состояния войны, а лишь в случае угрозы) облегчает в определенных ситуациях обеспечение использования ВСУ. В целом же он направлен на решение административных вопросов "под военных", на ограничение прав граждан и СМИ, и т.д. (смотрим Закон "О правовом режиме военного положения").

Будет ли означать принятие данного законопроекта отказ Украины от Минска?

Ни в коем случае. Наоборот, после фактического отказа России от Минских соглашений, принятие данного законопроекта и переформатирование АТО позволит вдохнуть жизнь в Минский процесс, укрепив самую важную составляющую – касающуюся вопросов безопасности. Украина, как и ранее, делает ставку на политико-дипломатический способ решения конфликта на Донбассе. Однако защитить себя и принуждать любыми путями Россию к выполнению Минска – наше святое право и обязанность.

И в заключение. Еще и не видя законопроекта, многие наши эксперты и политики уже усиленно критикуют его. Критика – это всегда хорошо, если она конструктивна. Но уверен, что ни один из критиков не сможет на сегодня предложить ничего более эффективного и соответствующего реалиям конфликта на Донбассе.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі