Новая украинская медицина – сейчас или в 2022-м?
Реформа медицины – единственная, которая действительно затронет всех
Мы не можем себе позволить начать ее молча, не понимая все вместе, что именно мы делаем. К сожалению, у нас нет практики всеукраинского обсуждения изменений. Чтобы каждый пограничник, воспитатель, врач, мать, шахтер нашли 10 минут, разобрались в вопросе – а потом обсудили то, что меняется в его жизни и работе, за ужином, в транспорте или кафе.
Когда вокруг кричат "Зрада!", "Перемога!", "Блокада!", "Нет блокаде!" – то очень трудно не пропустить важные вещи, которые непосредственно будут влиять на жизнь лично вас и вашей семьи, - пишет в колонке на "Украинской правде" Ульяна Супрун.
Нужно максимально откровенно рассказать о том, какую медицину мы хотим построить, как будет устроена финансовая защита граждан и что будет, если мы не примем изменения в законы до конца мая.
Изменения, которые мы предлагаем, страны делают раз в 50 лет. Великобритания выбирала модель в 1948 году, обескровленная войной. Никого из тех, кто запускал эту модель, уже нет в живых – а система продолжает эффективно лечить всех подданных королевства.
Система, которую мы построим, должна пережить и нас, и наших детей, и наших внуков. Поэтому нам нужна национальная дискуссия, в которой просим присоединиться всех.
У крупного проекта реформы здравоохранения являются технические дедлайны. Мы разработали ключевой закон – "О Государственных финансовых гарантиях по предоставлению медицинских услуг и лекарственных средств".
Если мы примем этот закон, все остальное не так уж и важно. Если мы не примем этот закон – все остальное тоже не так уж и важно.
Если мы все решим, что закон правильный, но не успеем его принять до 16 мая, – то в следующий раз сможем попробовать внедрить реформу медицины где в 2021-2022 годах.
Что именно мы предлагаем? Это правила пользования системой финансовой защиты в здравоохранении, которую мы создадим и предлагаем.
Почему мы рассказываем вам о деньгах, а не про врачей и больницы? Потому что мы делаем три главные принципиальные изменения во всей системе здравоохранения:
– мы начинаем платить не за то, что вы в больнице – а за то, что вас лечат, то есть за конкретные медицинские услуги, оказанные конкретному человеку;
– мы четко фиксируем одинаковый для всех граждан объем медицинских услуг, которые финансово покрывает государство;
– мы переходим на международные протоколы лечения и диагностики, чтобы все могли проконтролировать, что эти услуги оказаны качественно.
Это не просто вопрос "дать миллион" той или иной больнице. Это – полное изменение отношений.
Каждый из нас берет на себя ответственность не позволять системе управлять обществом как марионетками в пользу одной или другой группы
Майдан, в отличие от других революций, воплотил новое отношение между обществом и системой, когда каждый из нас берет на себя ответственность не позволять системе управлять обществом как марионетками в пользу одной или другой группы.
Представьте себе, что вы ежедневно требуете взятки от больных людей, что вы каждый день говорите: "Мы сделаем вам операцию, только если у вас есть деньги".
Представьте, что вы стоите с противоположной стороны – и это спрашивают о ваших родных.
Достойно ли это?
Мы все вместе забрали достоинство у людей, которые выбрали целью своей жизни служение человеку. Это не просто плохо или неправильно. Это – грех.
Поэтому мы полностью уходим от наличности в отношениях. Отныне взятка врачу станет табу.
Отныне взятка врачу станет табу
Пакет реформ создается Национальной службой здоровья. Цель – дать пациенту реальную защиту, а врачу вернуть достоинство и возможность служить человеку, не думая о деньгах. Так работает система во всех развитых странах, и так же это должно работать в Украине.
Больше не будет никаких "ведомственных больниц" врачей-попрошаек с назначениями в здравотделе – а будет:
– пациент,
– врач,
– и Национальная служба здоровья, которая всегда заплатит за лечение.
Хватит ли нам денег?
Даже сегодня мы тратим на здравоохранение очень большие средства. В этом году бюджет составляет более 77 миллиардов гривен. Это – 4.580 гривен "страхового взноса" на год на каждое домохозяйство. И по самым приблизительным расчетам, этого хватит на страховое покрытие в размере около 100.000 гривен на семью.
Скажите, лично вы сейчас чувствуете эту защиту? Но эти средства есть!
Даже больше: нам хватит денег на уровень покрытия значительно выше, чем мы имеем сейчас. Потому что по закону каждая копейка будет расходоваться напрямую только на чье-то здоровье.
Закон гарантирует такое:
15 сентября ежегодно будет публиковаться единый для всех Государственный гарантированный пакет медицинских услуг и лекарственных средств с подробным описанием.
В нем будет небольшой "красный список" – медицинских услуг, которые не будут покрываться вообще. Это эстетическая хирургия, стоматология (кроме детской профилактической и экстренной) и другие отдельные услуги, которые не угрожают жизни и здоровью.
Все остальное покрывается всем одинаково.
Прежде всего, на 100% покрываются услуги крупнейшего "зеленого списка" – неотложная помощь, лечение в 80% самых распространенных обращений (первичная помощь) и паллиативная помощь.
Это также означает, что когда вы сломали ногу, у вас случился аппендицит или другое острое воспаление, у вас прихватило сердце на улице или случилось что-то другое, что угрожает вашей жизни и здоровью – вас заберут в больницу и будут лечить бесплатно.
Ваш личный семейный врач, который после дополнительного обучения сможет помочь вам в 80% обращений и которого выберете вы сами – будет всегда бесплатным
Это означает, что ваш личный семейный врач, который после дополнительного обучения сможет помочь вам в 80% обращений и которого выберете вы сами – будет всегда бесплатным.
Это означает, что когда у вас неизлечимо болен родной человек, то у него всегда будет достаточно обезболивающих и медицинского ухода.
Мы как страна всегда сможет купить на 100% эти услуги врачей, материалы и оборудование, лекарства и приборы. Потому что почти все это – собственного производства.
На остальные услуги – с "синего списка" – закон гарантирует частичное покрытие. Что это означает на практике?
При необходимости плановой операции или при лечении высокой стоимости, любой гражданин получит одинаковый уровень защиты, независимо от его материального состояния.
Если вам ставят диагноз – вы будете знать, сколько конкретно за вас заплатит государство, а сколько вы должны доплатить по единому для всех тарифу, чтобы получить качественное лечение. Никто не сможет заставить вас заплатить больше. И эта сумма за счет объемов будет значительно меньше, чем украинцы платят сейчас.
Самые болезненные вопросы – сердечно-сосудистые и онкология. Мировой опыт таков: дорогостоящее лечение – это всегда отдельные программы. Мы будем знать тарифы на дорогостоящее лечение в середине 2018 года, когда у нас будет достаточно данных.
Решения основываются на фактах о реальном состоянии отрасли. Мы не только говорим о необходимости доказательной медицины, мы также планируем – на основе максимально надежных данных, проверка которых требует усилий и времени.
Но уже сейчас могу сказать точно – это будут реальные, некоррупционные тарифы, рассчитанные по международным протоколам лечения с учетом всех необходимых лекарств.
Почему полная стоимость родов в коммерческой клинике Варшавы дешевле, чем взятка в коммунальной больнице Киева?
Почему полная стоимость родов в коммерческой клинике Варшавы дешевле, чем взятка в коммунальной больнице Киева?
Когда мы развернем всю систему, объемы сделают тарифы значительно меньше, чем люди сейчас платят из кармана. Поэтому взятки должны потерять смысл.
Мы говорим – хватит врать, что у нас бесплатная медицина. Платит вся страна. И врет друг другу тоже вся страна. Сейчас мы можем это изменить – и это тоже революция достоинства в украинской системе здравоохранения.
Наши усилия – это не призывы и не просьба к коррупционерам "придерживаться высоких моральных принципов". Мы вводим правила, которые сделают взяточничество нерациональным, а ложь – ненужной.
В новой модели у всех равные права. За каждым – взрослым, ребенком, женщиной, мужчиной, пожилым – стоит одно и то же финансовое покрытие, сколько бы у вас не было денег. А если вы взрослый человек и должны что-то за себя доплатить – это будет официальная белая и одинаковая доплата для всех.
Мало того – эти сооплаты можно дополнительно застраховать, получить адресную социальную помощь.
Живя с идеями классового общества, трудно поверить в равные права. Но это так – никто не спросит, сколько у вас средств. За ту же проблему со здоровьем "Национальная служба здоровья" заплатит все равно за кого.
Это должно стать Законом.
И это важно для всех – потому что сегодня вы народный депутат, а завтра житель Лукьяновки. Сегодня вы министр, а завтра у вас схватило сердце в командировке в регионах. Сегодня вы миллионер, а завтра нет.
Модель финансирования здравоохранения, которую мы предлагаем – сложная. Она требует расчетов и мощного IT. Мы сделаем это за год
Так, модель финансирования здравоохранения, которую мы предлагаем – это сложная профессиональная модель. Она требует расчетов и мощного IT. Мы сделаем это за год – хотя обычно на это уходит около трех лет.
Но с точки зрения "производства здоровья" эта модель очень надежна и проста: "Национальная служба здоровья приобретает для граждан здоровье за их налоги".
В Великобритании она работает уже 69 лет, и по страховке от National Health Service лечатся даже миллионеры. Потому что это надежно. Такая же модель работает в Норвегии, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Польши и Хорватии.
Национальная служба здоровья приобретает для граждан здоровье за их налоги
Полтора года эта модель, а потом закон дороблялись вместе со Всемирной организацией здравоохранения, вместе с украинскими специалистами специально для Украины. И важно понимать, что для нашего общества альтернатив ей нет.
Сейчас мы можем развернуть эту модель финансирования здравоохранения в Украине – а международные доноры готовы помочь с вложениями в инфраструктуру.
Мы должны четко прогнозировать: когда у нас будет следующая такая возможность?
Но если до 16 мая не проголосуют за закон о "Государственные финансовые гарантии по предоставлению медицинских услуг и лекарственных средств" – то реформу отложат на 4-5 лет.
Почему?
Если закон принимается на текущей сессии Верховной Рады – мы начинаем реформу на "первичке" уже с 1 июля.
Правки в бюджет дают возможность повысить врачам первички доходы уже с июля и даже больше, чем мы рассчитывали ранее. За год – до 1 июля 2018-го – у нас будет достаточно данных, чтобы рассчитать Государственный гарантированный пакет до 15 сентября 2018-го и сверстать реальный бюджет на 2019 год.
2019-й год мы начнем с модели, которая полностью будет работать, а также с реальным бюджетом.
И тогда в 2018-м главная разговор пойдет не о том, какой больнице дать миллион – а в Верховной Раде, о том, сколько миллиардов выделено на программы онкологии, стентирование и прочее.
Ведь будет равный доступ к этим программам.
Если же закон не принимают до конца текущей сессии – мы можем стартовать с реформой на первичном звене только с 1 января 2018-го года. Мы сможем поднять доход семейным врачам только с 2018-го. Нам не хватит данных, чтобы рассчитать Государственный гарантированный пакет до 15 сентября – и мы зайдем в предвыборный 2019 год без реального бюджета. Реформа специализированной помощи тогда тоже начнется в предвыборном 2020-м году.
Это – реальность политики во всем мире.
Поэтому никто не сможет гарантировать, что "тогда реформа начнется", и это будет действительно реформа. Ведь реформы нигде в мире не делают в течение предвыборного цикла. Это невозможно. И это – реальность здоровой политики повсюду.
Но сегодня мы делаем выбор на десятки лет вперед. И мы решаем: либо мы принимаем решение и делаем реформу сейчас и все вместе – или вы читаете очередную колонку очередного министра о необходимости реформы через пять лет.
Будет легко? Нет. Но будет честно.
Цена вопроса для нас всех – 5 лет: наша жизнь, жизнь и здоровье наших друзей и родственников, жизнь сотен тысяч украинцев.
Нужно задать себе ряд вопросов и попытаться дать на них ответ себе, узнать о планируемых изменениях, их причинах и механизмах.
Согласны ли вы с тем, что медицинская помощь общества каждому из нас должна быть равной для всех и прозрачно финансироваться государством в максимальном объеме для всех – а потому и для каждого?
Это не юридический вопрос. Это вопрос большого общественного согласия, в которой будут жить наши дети.
С Революции Достоинства прошло три года, и нам иногда кажется, что перемены слишком трудны. Статистические исследования реформ во всем мире свидетельствуют, что они происходят сразу после смены администрации – или не происходят вообще. Украина добавит статистике новых данных. Мы дадим исследователям возможность сделать примечание об исключении из этого правила.
Первый и главный шаг для этого – понять, что мы делаем это все вместе. И так же всем вместе нам надо обеспечить рассмотрение законодательного пакета "О государственных финансовых гарантиях по оказанию медицинских услуг" до 16 мая под всеми телекамерами страны.
Мы уверены в качестве законодательного пакета, который мы презентовали на заседании Кабинета министров.
Уже через 20 лет люди не вспомнят наши имена. Но все будут помнить, как 20 лет назад на улицах Украины начали появляться синие щиты с белым крестом Национальной службы здоровья.
И с тех пор украинцы будут помнить: где видишь щит – там есть помощь для каждого.
Или на щите, или со щитом.
Публикуется с разрешения редакции "Украинской правды"