Как Порошенко и Трампу стать стратегическими партнерами
Американский президент может многому поучиться у украинского
Хотя Дональд Трамп только что стал президентом США, многие американцы уже думают, останется ли он на своем посту целый срок или будет вынужден уйти в отставку раньше. Такая же проблема может настигнуть и Порошенко, ведь его уверенность в способности досидеть на посту президента до мая 2019 года стремительно слабеет.
Разница заключается в том, что в США есть вице-президент, который в случае отставки Трампа займет его должность (процедура импичмента чрезвычайно сложная, и Ричард Никсон в свое время подал в отставку). В Украине нет вице-президента (Игорь Кононенко не считается), и поэтому единственным выходом для Порошенко – как и для Леонида Кравчука в 1994 году – может стать назначение внеочередных выборов. Как и Кравчук, Порошенко проиграет следующие выборы.
Несмотря на то, что украинская власть начала отношения с новым американским президентом не лучшим образом, у Порошенко есть возможность выстроить стратегическое партнерство с Трампом, которое сделает сближение с Россией не таким уж и важным для Трампа. Поэтому в интересах национальной безопасности Украины хочу дать президенту Порошенко несколько советов относительно того, как сделать президента Трампа своим стратегическим союзником.
У Трампа и Порошенко общая проблема в низком уровне общественного доверия (44% американцев не одобряют деятельность Трампа и только 36% - одобряют). Трамп начинает свою президентскую каденцию с самым низким уровнем поддержки среди всех президентов США в течение последних сорока лет. Только 36% считают Трампа честным, тогда как 56% – нет. Примерно так же украинцы оценивают Порошенко. 54% убеждены, что у Трампа "больше конфликта интересов, чем у любого другого политика" – опять же, подобно тому, как украинцы воспринимают Порошенко.
Порошенко может предложить Трампу политических технологов и пиарщиков, которые применят темные силы "политических технологий", разработанных в СССР и посткоммунистическом евразийском пространстве, в американских реалиях. С его восхищением Путиным Трамп дружелюбно воспримет окружение евразийских политтехнологов, которые предложат испытанные методы борьбы с оппонентами и обеспечения нужных электоральных результатов. Люди Порошенко смогут научить Трампа покупать социологические опросы, свидетельствующие, что новый президент является самым популярным политиком страны. Одержимому рейтингами и цифрами Трампу это будет по душе.
Политические технологи Порошенко покажут Трампу, как следует учить журналистов писать "джинсу" для американских СМИ. Популярность фейковых новостей в социальных сетях среди сторонников Трампа будет настоящим подарком для украинских политических технологов, которые долго оттачивали мастерство с продуцирование фейковых новостей и троллей, выдающих себя за онлайн-поклонников.
Знание телевизионного рынка Порошенко станет неоценимой помощью для Трампа в приобретении собственного канала. Он сможет транслировать реалити-шоу 24 часа в сутки. Как в Древнем Риме, Трамп будет держать малообразованные массы граждан, которые голосовали за него, счастливыми - благодаря непрерывному телевизионному цирку.
Трампу и Порошенко присуща общая черта нарциссизма. Не уверен, что Порошенко совсем не читает книги, как Трамп, однако Петру Алексеевичу стоит предложить "украинскому Оксфорду" (Киево-Могилянской академии) наградить Трампа званием почетного доктора. Еще одним способом удовлетворить тщеславие Трампа будет предложить украинским академикам писать интеллектуальные труды для Трампа, чтобы он потом смог выдавать их за собственные мысли.
Главный стратег Трампа Стивен Беннон – белый американский националист, который ненавидит посторонних. Ему помогла бы договоренность Порошенко с олигархами, чтобы те отправили ему фальшивого украинского националиста Олега Ляшко. Ляшко дал бы замечательные советы относительно того, как говорить разную ерунду и совершать дурацкие выходки, а также стал бы ценным источником фейковых новостей для Беннона.
Важной сферой, в которой Порошенко может поделиться своим опытом, является контроль за криминальными расследованиями. Порошенко убежден, что влияние на генерального прокурора позволяет ему контролировать других олигархов, зарабатывать деньги, торгуя протекцией, и в случае необходимости угрожать олигархам и политикам, если они выходят из-под его повиновения. Поэтому Трамп может многому научиться у Порошенко, чтобы успешно контролировать и использовать собственного генерального прокурора. Важным в этом контексте может стать совет Порошенко назначить генеральным прокурором человека без юридического образования - вроде Юрия Луценко.
Окружению Беннона и спичрайтерам Порошенко присуща общая черта провинциализма. В то время как они готовят речи для своих выдающихся лидеров, когда те путешествуют за границу, сами они практически никогда не выезжали из своих стран. Соответственно, трудно понять, как они могут писать речи для иностранных визитов своих начальников, не зная ничего о мире вокруг них. Мало украинских спичрайтеров знают английский язык или регулярно читают англоязычную прессу или литературу. Наоборот, в окружении Порошенко ненавидят "Kyiv Post" – единую украинскую англоязычную газету. Советники президентов Джорджа Буша и Трампа также не знают окружающего мира, никогда там не были, смотрят американские новости, в которых ничего не говорится о событиях за рубежом, и не владеют ни одним иностранным языком.
Только треть американцев одобряют намерение Трампа передать свой бизнес в управление своему сыну, а не в слепой траст. Трамп и Порошенко отказались продавать свой бизнес, как стали президентами. Порошенко также может посоветовать Трампу – как один олигарх другому олигарху – как выбрать собственного сына в Конгресс. Алексей Порошенко – депутат в составе Блока Петра Порошенко.
"Серый кардинал" Порошенко Игорь Кононенко, в свою очередь, может стать хорошим наставником для советника Трампа, научив его ублажать, подкупать и шантажировать членов нижней палаты Конгресса, чтобы те не шли наперекор интересам президента.
Порошенко так же может дать совет относительно того, как держать бизнес в стране, с которым ведешь войну. Его фабрика в российском Липецке заработала 72 млн долл. дивидендов за три года украино-российской войны. Если США и Мексика вяжутся в войну, Порошенко сможет научить Трампа, как продолжать зарабатывать деньги от своего бизнеса в Мексике.
Кроме того, Порошенко может посоветовать Трампу, как получать доходы, продавая стране, с которой воюешь (Мексике), воду и электроэнергию. Порошенко имеет многолетний опыт продажи электроэнергии в Крым, оккупированный Россией, которая, в свою очередь, при любой возможности пытается помешать Украине покупать газ. Если у Трампа возникнут проблемы с индейцами в Дакоте относительно предложенного им нефтепровода, он может обратиться к Порошенко, который мастерски справляется с крымскими татарами.
В конце концов, Трамп может получить неоценимый опыт от общения с Порошенко в вопросе оффшоров. Украинские олигархи отточили мастерство по уклонению от уплаты налогов до невиданных высот. Порошенко может открыть для Трампа целый свободный от налогов мир, выступив в роли гида на Кипр и Виргинские острова – два крупнейшие иностранные инвесторы Украины, а также Лихтенштейн и Панаму.
В эти тяжелые для украинской экономики времена предоставление советов и консультаций зарубежным политическим лидерам и олигархам может стать важной статьей украинского экспорта. Со временем она может даже превзойти важность экспорта оружия.
Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua