Как Саакашвили помог отбросить Украину во времена Януковича
Михеил Саакашвили оказался обычным украинским политиком – человеком сомнительных договоренностей, полузаконных интриг и популистских лозунгов
7 ноября глава Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили заявил о своем уходе с поста губернатора. В своей речи Саакашвили обвинил президента Порошенко в покровительстве бандитам и коррупционерам. "Я, когда приехал сюда, делал все, чтобы здесь были такие же темпы развития, как и в Батуми. Но я хорошо помню, что Батуми мы стали развивать только после того, как освободили Тбилиси от коррупционеров. И Одесса разовьется только после того, как Киев будет освобожден от коррупционеров, которые прямо покровительствуют бандитизму и беспределу в Одесской области", – сказал он.
От Саакашвили общество ожидало системной борьбы с коррупцией, превращения Одессы в Лазурный берег. Были надежды на ощутимый приток инвестиций, - пишет Лариса Волошина для "7 дней".
Бывший президент Грузии казался человеком, способным провести реформы. Получив пост главы областной государственной администрации, Саакашвили привел с собой начальника областной полиции, прокурора области, начальника таможни, группу советников. Как верно подметил популярный украинский блогер Сергей Иванов: "Вся вертикаль. Такой all inclusive случался только при донецких". Так почему же при таких "вводных" у Саакашвили не получилось в Одессе? Ведь до этого в Грузии получалось.
Российские информационные ресурсы, объявили отставку Саакашвили наглядным примером поражения украинской революции. Украинские СМИ более сдержаны в этом вопросе. Они намекают, что решение об отставке было принято еще летом.
В какой-то момент звездный губернатор перестал устраивать президента. Потому, не дожидаясь приказа, одесский губернатор предпочел действовать на опережение. Громкий "хлопок дверью" – а именно так можно классифицировать высказанные обвинения в адрес украинской власти – может быть неплохим началом самостоятельной политической карьеры в Украине.
Бывший пресс-атташе посольства Грузии в Украине Бачо Корчилава предположил, что отставка Саакашвили будет началом партийного проекта: "Это начало нового политического проекта и желание что-то изменить. Думаю, что базой будет проект Сакварелидзе, Чумака и Касько". Также заметил, что Саакашвили будет гибким относительно самых разных политических союзов.
Михеил Николозович покидает область в непростое время и не в самом лучшем состоянии. Губернаторское кресло для человека уровня Саакашвили оказалось явно мало. За полгода он объездил всю страну с программой антикоррупционных форумов, которые больше напоминали предвыборный тур. Саакашвили позиционировал себя как политик государственного масштаба. При этом эксперты отмечают, что грузинский реформатор так и не смог показать в Одессе мало-мальски пристойный результат. Ни экономических прорывов, ни искоренения коррупции, ни знаковых свершений. Более того, по охвату населения субсидиями Одесская область сегодня занимает последнее место в стране. Что с приходом новых платежек на коммунальные услуги делает регион взрывоопасным местом с высокой вероятностью социальных бунтов.
Для того чтобы понять, почему человеку, ставшего лицом грузинских реформ, не удалось повторить подобного в Одессе, стоит внимательнее прислушаться к его собственным словам. "Когда мы говорили, что будем здесь все менять, президент Порошенко говорил, что ему мешал Яценюк. Мы создали движение за очищение, и мы помогли ему избавиться от Яценюка. И чем это закончилось? Состав Яценюка чуть-чуть был подвинут составом президента в этих же схемах", – сказал Саакашвили, вспоминая свое назначение в Одессу.
Реформатор Саакашвили говорит о своем участии в политическом заговоре, который чуть не привел к парламентскому кризису и досрочным выборам в Украине
Бывший президент Грузии фактически признал, что помог президенту Украины оттеснить от власти партнера по коалиции. Реформатор Саакашвили говорит о своем участии в политическом заговоре, который чуть не привел к парламентскому кризису и досрочным выборам в Украине. При этом он обвиняет Петра Порошенко в "нечестности", совершенно не понимая, что его "рух" и избирательная борьба с премьер-министром Яценюком привели к разбалансированности системы власти в парламентско-президентской Украине. Это отбросило послереволюционную страну во времена Виктора Януковича если не по сути, то по форме. Потому что менять необходимо было не лидеров, а государственную систему, которая сегодня "заточена под главаря".
Хотелось бы поиронизировать, что вот мы и узнали ответ на вопрос, почему самый именитый антикоррупционер страны в период премьерства Арсения Яценюка боролся исключительно с главой правительства. В упор не замечая делишек друзей президента, "работавших" все там же в Одесской области. Но это будет грустная шутка.
Украина, в том числе и стараниями Саакашвили, вновь стала страной, где вся власть сконцентрирована в руках президента. Впору говорить о самых настоящих авторитарных тенденциях.
Очевидно, что Михаил Николозович повторил судьбу других статусных украинских "варягов". Айварас Абромавичус, Александр Квиташвили, Саша Боровик, Давид Сакварелидзе уходили с постов со скандалом, обвиняя высшее руководство Украины в потворствовании коррупции. Но главное отличие Саакашвили от других иностранцев, пришедших во власть делать реформы, заключается в том, что все они упрекали украинскую систему в отсутствии реальных полномочий и ресурсов для чиновников, неподконтрольных президенту. Саакашвили же видел успех реформ в подчинении страны одному лидеру.
Успешные реформы в такой стране, как Украина, заключается в передаче власти от президента парламенту, от центра к регионам. Осуществить чудо в отдельно взятом одесском регионе было возможно, только запустив процессы, противоположные тем, которым способствовал Саакашвили и его команда. Украинское государство слабо. Ориентированное на одного человека, оно становится в разы более неповоротливым. Вертикаль, созданная по принципу подчинения лидеру, способна обогащаться по мафиозному примеру, но она совершенно несостоятельна, когда речь идет о создании и функционировании эффективного государства.
То, что бывший президент Грузии, не увидел ничего предосудительного в усилении одной ветви власти, говорит о том, что ожидать от него неких концептуальных прорывов в Украине не стоит. Более того. Акцентирование повестки на сильном лидере для такой страны, как Украина просто опасно. Если в пятимиллионной Грузии, равной по численности населению Киева с прилегающими поселками, команда Саакашвили сработала успешно, то в сорокамиллионной Украине с ее региональными отличиями надеяться на контроль за всеми процессами из единого центра власти – попросту наивно.
Своей отставкой и последовавшими за ней заявлениями Михеил Саакашвили показал, что он на поверку оказался обычным украинским политиком – человеком сомнительных договоренностей, полузаконных интриг и популистских лозунгов. Теперь ему предстоит начать свое политическое партийное движение не с успешного губернаторства, а с разговоров о том, кто мешает ему – а вместе с ним и "честным украинцам" – достойно жить и работать.
Соцопрос группы "Рейтинг", проведенный в сентябре, показал, что положительное отношение к политику Саакашвили высказало 22% украинцев – вдвое меньше, чем в прошлом году. Сегодня поддержка Саакашвили сравнима с рейтингом Юлии Тимошенко. В случае создания политического проекта он вполне может побороться за власть в Украине. Во всяком случае, усилить уже имеющихся игроков. Вот только выиграет ли от этого Украина? Очень сомнительно.
Перепечатывается с разрешения редакции "7 дней"