Дорожная карта в никуда

Ключевая задача России - оставить Украину в орбите своего влияния. Для этого она хочет получить гарантии: формально-политические и военные

По факту последних переговоров в Нормандском формате, заявлений украинского министра Климкина и интервью президента Порошенко.

Общение с журналистами, как по мне, было манипулятивным и не очень искренним. Даже если можно согласиться с некоторыми ключевыми мыслями, все равно странно слышать, что президент Прошенко всегда имел в виду под "контролем над границей" - "контроль со стороны ОБСЕ", или многочисленные мантры о том, что "Минску нет альтернативы".

Но про "альтернативы" чуть позже.

Прежде всего, еще не составленная "дорожная карта", положения которой озвучиваются, несет в себе значительные опасности. И не только для Украины.

Почему встал вопрос о "контроле над границей", и почему Россия так упорно отстаивает его в качестве "последнего этапа" уже "после выборов".

Фактически, так она отстаивает выгодный ей формат. Смысл его: как так "уйти" из Донбасса, чтобы остаться там навсегда. Причем, остаться не просто так, а в формате военной силы, через которую Россия будет постоянно давить на Украину.

Ключевая задача России - оставить Украину в орбите своего влияния, или, как минимум, сделать ее на некоторое время "серой зоной". Для этого она должна получить гарантии. И гарантии хочет двух видов: формально-политические. Речь об изменениях в Конституции Украины, которые бы гарантировали "особый статус" Донбасса. Это бы позволило Москве держать в руках часть Украины, и использовать эту часть как фактор украинской политики.

Но в России понимают, что сами по себе политические гарантии - это ничто. Они знают, что законы в Украине уважают не больше, чем в самой России. И у нас могут принять, а потом отменить, например, через Конституционный Суд. Поэтому политические гарантии - скорее для Запада.

А для самой Украины у них в запасе "военные гарантии" - то есть постоянное военное присутствие, закамуфлированное в виде "народной милиции" и других вооруженных формирований на территории отдельных районов Донбасса.

По сути, вопрос "контроля границы" - это как раз про все это. Закроешь границу, разоружишь и выведешь войска - и все. Больше у России не будет аргументов давить на Украину.

Что предлагается. Предлагается аморфный "контроль" ОБСЕ, хотя всем известно, что ОБСЕ контролировать ничего не может. Ну не может - и все. Ничего с этим не поделаешь.

Соответственно, если мы идем на этот сценарий, который сейчас озвучил президент Порошенко (выборы под котролем над границей ОБСЕ с передачей ее потом Украине), то мы полностью играем в русскую игру с ожидаемым результатом.

Выборы легализуют положение. Российские войска там закрепляются. Может, после выборов они и допустят 2,5 пограничника к границе, которые не имеют ни ресурсов, ни возможностей контролировать перемещение войск.

В результате, как только Киев будет озвучивать то, что не будет нравиться Москве, какой-то "председатель местного самоуправления Донецка" в ответ будет угрожать войной. План действий относительно НАТО? Война. Безвиз с ЕС? Война. И т.д. И понятно, что этот шантаж будут слышать не только в Киеве, но и в ЕС, и будут блокировать любые действия относительно движения Украины в западном направлении.

Так что делать?

Когда президент говорит, что Минску нет альтернативы, он и прав, и не прав. Выходить из переговорного процесса для Украины в нынешней ситуации не целесообразно. Но означает ли это то, что нужно слепо выполнять все, что там написано?

Когда президент говорит, что Минску нет альтернативы, он и прав, и не прав. Действительно, выходить из переговорного процесса для Украины в нынешней ситуации не очень целесообразно. Но означает ли это то, что нужно слепо выполнять все, что там написано? Тем более, что Минские договоренности уже сорваны. Они должны быть выполнены до конца 2015 года, но затем их "продолжили" явочным порядком. Значит, все можно корректировать?

Что должна обозначить Украина в качестве собственной позиции, и что может найти понимание среди западных партнеров?

Тот сценарий, которому они сейчас предлагают - не выгоден никому, кроме России, ведь он не замораживает конфликт, а откладывает. И новый будет еще более жестоким и разрушительным, чем он был до недавнего времени.

Нельзя заставить Украину плясать под путинскую дудку. В конце концов, после очередного этапа шантажа со стороны ОРДЛО могут начаться процессы, результаты которых никто не спрогнозирует. Кроме того, столь явная капитуляция пошатнет доверие к власти в Украине (которой нет и так).

Поэтому надо спросить: нужна Германии и Франции новая Сирия в центре Европы?

Далее, что самое важное. Это реальное прекращение войны и гарантии того, что она не восстановится. Добиться этого можно несколькими путями, но все они предусматривают вывод российских войск и разоружения незаконных формирований на Донбассе.

Если наши партнеры не хотят допускать проведение этого руками украинской армии - пусть вводят миротворческую миссию. Ведь контроль над границей - это не самоцель. Главное - вывод оккупационных войск с территории Украины.

Мы должны подчеркивать, что любые действия без реального вывода иностранных войск, во-первых, противоречат духу Минских договоренностей, во-вторых - не могут обеспечить реальный мир, а лишь откладывают конфликт, даже не замораживая его.

Итак, на этом и надо акцентировать. Логика должна быть такой. Вывод войск России - разоружение - и уже потом какие-то выборы. Если выбрать такую логику, то когда будет взята под контроль граница, не столь важно.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Геннадий Друзенко Международный юрист
Владимир Горбач Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества
Виктор Вовк Общественно-политический деятель
Виктор Бобыренко Политолог
Ярина Матвийчук Журналист Украинской службы "Голоса Америки"
Погода