О национальной идее, лидере и культуре страдания украинцев
Нас ждут еще очень серьезные испытания, в горниле которых и появится новый лидер, новая национальная идея. Мессии не будет. Но тот, кто сможет вывести страну из грядущих испытаний – тот и есть лидер.
Украина уже много столетий играет унизительную роль "младшего брата" соседних стран. Является некой срединной, окраинной территорией между Западом и Востоком. Это срединное, окраинное состояние страны определяет психологию, мировоззрение, менталитет наших людей.
Менталитет народа, национальная идея Украины сегодня, как и много столетий подряд, несет в себе страдание. Страдание приниженных духом людей, страдание неуверенных в себе, порабощенных людей.
Мы сами себя унижаем, занижая наши способности и возможности. Мы постоянно говорим – начиная от высоких руководителей и заканчивая простыми гражданами – что мы ничего не можем, что мы ни на что не способны; поэтому мы обязаны ориентироваться то на Запад, то на Россию. Что мы не можем жить без российского газа, без западной помощи, без защиты западных санкций… Что нам нужно делать всё, что скажет нам Нуланд, или чего потребует Сурков… Что мы не можем сами не победить, не проиграть достойно.
Мы постоянно находимся в состоянии окраинности, срединности. Наша политика и наша культура построены на состоянии страдания
Мы постоянно находимся в состоянии окраинности, срединности. Наша политика и наша культура построены на состоянии страдания, на мысли, что мы – слабаки… Вы не найдете ни одного представителя искусства или государственного деятеля в истории нашей страны, кто бы был полностью свободен сам, и навязывал бы народу идеи внутренней свободы, свободы духа…
Наши руководители боятся своего народа, боятся добровольцев, правосеков, радикалов. А еще больше - попросту не верят в свой народ, потому что сами они – ментальные слабаки. Они не верят в народ, не верят в свои силы, и постоянно находятся в сомнениях, находятся в некоем "срединном пространстве" сознания…
У нас не было настоящего лидера за всю историю страны. Не было ни разу человека во главе нации, который бы понимал, что такое народ, что надо народу – даже не сейчас, не сиюминутно, а в исторической перспективе. У нас не было лидера, который мог бы объединить людей; не было лидера, который мог бы навязать обществу свою волю.
Лидер – это не только тот, который может сиюминутно отвечать на запросы общества, объединять людей, проводить реформы. Лидер – это человек, который может посеять в обществе такие идеи, провести такие преобразования, выстроить такую систему взаимоотношений, что его дело будет жить еще долго после его смерти.
Национальная идея – это, в первую очередь, перестать думать, что мы – слабаки
Среди представителей нынешней так называемой "элиты" нет ни одного человека, который был бы лидером хотя бы на 50 процентов. Настоящий лидер – это не тот, которого мы чаще других видим на экранах телевизоров, и не тот, кто занимает наиболее ответственный пост в государстве. Настоящий лидер – это тот, кто лидер всегда и во всём. Где бы он ни находился – дома, на работе, на войне, в тюрьме – он везде будет вести за собой людей, менять окружающую действительность, влиять на процессы, происходящие в государстве.
Национальная идея – это, в первую очередь, перестать думать, что мы – слабаки. Перестать думать, что мы ничего не можем, ничего не решаем, и во всём зависим от востока, от запада, от Америки… Перестать думать, что мы не можем противостоять российской агрессии. Перестать думать, что только сильные мира сего – наши политики, олигархи, чиновники – могут менять страну, а мы ни на что не влияем. Надо, наконец-то, просто поверить в себя.
Нас ждут еще очень серьезные испытания, в горниле которых и появится новый лидер, новая национальная идея. Мессии не будет. Но тот, кто сможет вывести страну из грядущих испытаний – тот и есть лидер. Ему можно будет поручить страну, ее модернизацию, и этот человек сможет нарисовать историческую перспективу Украины на много лет вперед.