Виталий Кулик
Директор Центра исследований проблем гражданского общества
14.06.2016
550
1

О местном референдуме и Горишних Плавнях

В Украине до сих пор нет закона о местном референдуме. Кому нужна децентрализация в бесправных общинах?

В июне несколько событий актуализировали проблематику местного самоуправления.

Так, 1 июня Высший административный суд Украины отменил постановление Верховной Рады о досрочном прекращении полномочий Коцюбинского поселкового совета. А 8 июня 70% участников общественных слушаний в бывшем Комсомольске отказались принимать название Горишни Плавни, утвержденное Верховной Радой.

По поводу первого. Судья Михаил Смокович определил, что постановление Верховной Рады "нарушает Конституцию и нивелирует принципы местного самоуправления".

14 апреля Рада прекратила полномочия Коцюбинского поселкового совета Киевской области и назначила досрочные выборы. Причина - действия поселкового совета, которые нарушают Конституцию и законы Украины, подрывают основы местного самоуправления и противоречат интересам общины Коцюбинского.

Однако способ, в который парламентарии решили восстановить справедливость в поселке, сам противоречит Конституции.

Нет смысла философствовать, можно ли неконституционными средствами восстанавливать конституционный порядок. Это ловушка украинского Основного Закона, в которую мы попали на Майдане после принятия неправовых "законов 16 января". В Конституции нет права на восстание граждан против узурпации власти. Но там есть статьи, которые якобы гарантируют право территориальных общин на местное самоуправление.

Жители территориальных общин имеют декларативные права и не имеют механизма их реализации

Я специально сказал "якобы гарантируют", потому что на самом деле жители общин имеют декларативные права и не имеют механизма их реализации.

Так, мы выбираем органы местного самоуправления. В процессе децентрализации они получат больше возможностей и бюджетных средств. Якобы. Но как видим, не территориальные громады решают, что им делать с местными узурпаторами и как назваться.

Община фактически лишена инструмента прямой демократии в решении своих внутренних вопросов.

В Украине до сих пор не принят закон о местном референдуме. После того, как в ноябре 2012-го (в связи с принятием закона "О всеукраинском референдуме") утратил силу еще советский закон "О всеукраинском и местных референдумах".

Еще тогда Координационный совет по развитию гражданского общества выработал консенсусную позицию, что новый закон должен:

- упростить процедуры инициирования местного референдума;

- обеспечить равенство доступа к СМИ и объективность освещения позиций всех сторон;

- обеспечить равные возможности всех субъектов местного референдума и прозрачность его финансирования;

- ввести механизм обжалования решений, действий и бездействия органов государственной власти и местного самоуправления по назначению, подготовке и проведению референдума;

- внедрить действенный механизм контроля за выполнением решений, принятых на местных референдумах.

Рост сепаратистских настроений, военная агрессия против Украины и политическая дестабилизация в стране препятствуют прйняттю этого закона. Но без него трудно говорить об эффективной реформе местного самоуправления.

Против законодательного урегулирования таких форм демократии на местах как собрание граждан, местные инициативы, общественные слушания, активно выступают как представители органов местного самоуправления (что и понятно), так и эксперты, привлеченные к реформе. Последние считают, что это сузит автономию самоуправления в вопросах местного значения.

Уставы городов сформулированы для удобства органов местного самоуправления, а не граждан

На самом деле, уставы городов сформулированы для удобства органов местного самоуправления, а не граждан. Значительно ограничивают субъекты инициирования общественных слушаний. Не четко прописано учета решений слушаний или рассмотрения местных инициатив на заседании местных советов. Устанавливаются слишком высокие требования к количеству подписей жителей.

Деятельность депутатов, городских или сельских голов, служащих исполнительных органов требует большей подотчетности и ответственности перед обществом. Такая подотчетность - один из основных принципов в соответствии со ст.4 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".

Должны двигаться к полноценной демократии участия на местах, в частности пользоваться принципом Европейского комитета по местной и региональной демократии Совета Европы: участие граждан является ключевым элементом в обеспечении легитимности решения органов местного самоуправления.

P. S. 6 июня в программе "Свобода Слова" на телеканале ICTV председатель Верховной Рады Андрей Парубий на мой вопрос о перспективах принятия "Закона Украины "О местном референдуме" заявил, что намерен лоббировать его скорейшее принятие. Надеюсь, спикер является человеком слова и мы дожмем это дело до конца.

Специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Юлия Гончар Руководитель Центра Форпост HELP
Владимир Горбач Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества
Виктор Вовк Общественно-политический деятель
Виктор Бобыренко Политолог
Ярина Матвийчук Журналист Украинской службы "Голоса Америки"
Погода