Мнения в польском издании Onet главы польской неправительственной организации "Центр стратегического анализа", обозревателя и бывшего дипломата Витольда Юраша
Полугодовая война показала живучесть многих совершенно несоответствующих действительности, часто иррациональных и, что еще хуже, преднамеренно созданных россиянами и их спецслужбами мифов, полуправды и лжи. Все они в большей или меньшей мере функционируют в публичных дебатах по миру. Отличается лишь сопротивление наций и государств нарративам, выгодоприобретателем которых является Россия.
Первый и самый главный миф состоит в том, что существует нечто, называемое "русской душой", и что сама Россия "загадочна" или "таинственна". Эта душа в сочетании с якобы существующей тайной означала бы, что РФ нельзя мерить той же меркой, что и другие страны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Война с Россией будет длиться десятилетиями. Ми должны быть готовы" – Александр Хара
Никогда не объясняется, что это и откуда взялась эта уникальность России, потому что на такой вопрос вообще нет ответа, а вся история загадочной души – гигантский интеллектуальный обман. Рассказ о том, что у России есть секрет, имеет одну цель – подорвать любой рациональный анализ и вытекающую из него политику в отношении Москвы.
Еще более причудливый конструкт – приписать России и русским какую-то особую, опять-таки явно таинственную, и поэтому неописуемую духовность. На самом деле это не так. Ни у России, ни у русских нет особой духовности, но все указывает на то, что они довольно приземленный народ и государство.
Нравственность в России в катастрофическом состоянии. РФ – аморальное государство со всех возможных точек зрения
Нравственность в России в катастрофическом состоянии. РФ – аморальное государство со всех возможных точек зрения. Сексуальная этика практически отсутствует, сексизм и расизм – норма, а не исключения. Гендерные отношения и, шире, человеческие отношения носят насильственный характер. Богатые имеют больше прав, чем бедные. А капитализм принимает самые жестокие формы.
Второй миф - Владимир Путин сошел с ума. Этот нарратив призван заставить Запад пойти на уступки, иначе миру грозит, например, ядерная война в результате этого безумия. История президента РФ, который полностью потерял рассудок, на самом деле лишь более назойливое повторение так называемой тактики безумца, которую применяла администрация США во время президентства Ричарда Никсона.
Американцы тогда пытались убедить СССР, что их президент совершенно непредсказуем, и с ним лучше ужиться, иначе может произойти ядерная катастрофа.
Путин скорее тактик, чем стратег, и часто действует интуитивно, а нередко под влиянием эмоций
Противоположный и дополняющий нарратив о взбесившемся Путине, что он, мол спланировал каждый шаг. Между тем, все, что знаем о нем, показывает, что он скорее тактик, чем стратег, и часто действует интуитивно, а нередко под влиянием эмоций. Нарратив, что, подобно шахматисту, планирует на несколько ходов вперед, призван парализовать Запад, который, видя неудачи России, не должен использовать возможности, потому что неудачи на самом деле были запланированы.
О том, что русские редко действуют на основе четкого плана, написал в 1946 году основоположник американской советологии Джордж Кеннан в работе "Длинная телеграмма", заявив, что советская власть редко действует по жесткому плану. 76 лет спустя указанный выше вывод Кеннана, как и многие другие, остается в силе.
Другой тип манипуляции, используемый россиянами, заманивания Запада несуществующей перспективой союза Запада с Россией против Китая. Одной из причин якобы стремления Москвы добиться такого союза, в обмен, разумеется, на уступки в Центральной и Восточной Европе, могло бы стать массовое заселение Сибири китайцами. Дело в том, что ничего подобного никогда не было, и до сих пор нет. Россия, понимая силу Китая, никогда не пойдет против Запада на такой союз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Невероятные потери россиян будут ослаблять Россию, будут делать ее более покладистой" – Стивен Бланк
Дополнительная причина в том, что русские органически не способны психологически принять роль младшего партнера, будь то Запад против Китая или Китай против Запада.
Еще один миф, в основе которого также лежит Китай, в том, что продолжающаяся российская агрессия в отношении Запада должна означать поворот в сторону Пекина. На самом деле Москва, хотя сегодня она тактически ближе к Пекину, чем к западным столицам, также осознает, что она никогда не сможет играть с Китаем так, как играет с Западом.
Агрессия России по отношению к Западу парадоксальным образом доказывает, что Россия выбирает Запад, а не Китай. Все дело в том, что она выбирает его очень своеобразно, что можно сравнить с ситуацией, когда буйный муж избивает будущую жену на стадии помолвки. Россияне, реально оценивающие то, что они будут только слабеть, пытаются заставить Запад смириться со своим бандитским поведением, видя в нем источник своей силы в будущем.
Вышеупомянутый реализм россиян есть нечто, полностью противоречащее другому мифу, который они пытаются создать. В этом мифе они представляют себя иррациональной нацией, иногда даже склонной к безумию. Цель такого нарратива точно такая же, как у путинского безумия. История со склонностью к иррациональному поведению – напугать Запад, который бы следил за тем, чтобы россияне не потеряли "терпения", которого у них якобы мало.
Россияне жестоко приземлены, циничны и сверхреалистичны
На самом деле россияне жестоко приземлены, циничны и сверхреалистичны. Это не значит, конечно, что им не свойственно ошибаться. Однако они являются результатом не оторванности от реальности.
Россияне склонны к далеко идущему риску, и презрение, которое они испытывают к, как они себя убедили, "изнеженному" и "гомосексуальному" Западу, часто превращает склонность к риску в склонности к браваде, а также к способности к высоким ставкам для постоянных торгов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ситуация в Херсоне – главная интрига военного противостояния между Россией и Украиной" – Сергей Згурец
Еще один миф, созданный сначала советами, а теперь россиянами – ко власти в Кремле могут прийти радикалы, бывшие сторонники жесткой линии в коммунистов, а теперь для разнообразия гипернационалисты, и поэтому Кремль не может идти на уступки Запад. Потому что, мол, если пойдет, власти будут свергнуты этими радикалами. Более того, в интересах самого Запада в таком сценарии идти на уступки советам/россиянам, ибо с радикалами невозможно, в обще, общаться. На самом деле этих радикалов, как реальной силы, никогда не было, и уступки со стороны Москвы полностью возможны, как говорил Кеннан, что Москва почти всегда уступает перед лицом силы. Однако это происходит при одном условии – не потерять лицо.
Очень популярный миф о "хорошем царе и плохих боярах". Он говорит, что Путин – тот, с кем можно было бы общаться, если б не его окружение. Для внутренней аудитории правитель не несет ответственности за ошибки, потому что в этом вина исключительно окружения. Разновидностью этой истории является еще одна – о хороших россиянах и плохой российской власти. Россияне в этом случае должны быть совершенно непохожи на свою страну, им свойственна прямолинейность и доброта по отношению к другим людям. На самом деле это не так – Россия со своей жестокостью точно такая же, как и ее общество.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии