Мнения в издании The Financial Times приглашенного научного сотрудника Института гуманитарных наук в Вене Кирилла Рогова
Несмотря на поставки западного оружия, украинское контрнаступление не принесло ожидаемых результатов. Российская военная машина частично преодолела кризис командования, и политическая ситуация остается относительно стабильной. В результате, конфликт перешел в затяжную фазу. Но почему Россия так устойчива к санкциям, как перенесла издержки вторжения, и как долго Владимир Путин будет продолжать войну?
Кремль находится на переломном этапе в экономике войны. На этой неделе министерство финансов РФ сообщило, что в следующем году намерено потратит на оборону $108 млрд, что в три раза превышает сумму, выделенную в 2021 году, и что эквивалентно 6% ВВП России. Но фактическая сумма неизбежно будет выше из-за скрытых статей и, вероятно, составит около 7% или $126 млрд.
Основные военные расходы России за последние 1,5 года - около $170 млрд. Война обходится Кремлю в $100–120 млрд в год
Forbes подсчитал, что основные военные расходы России за последние 1,5 года составили около $170 млрд, и это не включает некоторые регулярные расходы на оборону. Такие оценки, несомненно, неточны, но попадают в тот же диапазон, указывая, что война обходится Кремлю в $100–120 млрд в год.
Однако существенного влияния на экономику это не оказало. По крайней мере, пока что. Потому что за конфликт платят покупатели российской нефти, а не российское государство. За последнее десятилетие среднегодовой доход России от всего экспорта составил около $430 млрд при средней цене на нефть марки Brent в $67 за баррель в этот период. Однако аномальный рост цен в 2022 году, вызванный вторжением в Украину и последовавшими санкциями, увеличил экспорт до $590 млрд, а в этом году эта цифра оценивается примерно в $460 млрд. Дополнительный доход в размере $200 млрд, превышающий средний показатель за десятилетие, на данный момент примерно покрывает расходы на войну.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Иногда Офис президента вредит международной политике" - Владимир Огрызко
Конечно, не все эти деньги пошли непосредственно в военный бюджет, но большая их часть пошла. Выгоды для Путина от такого увеличения доходов от экспорта значительны. Не было необходимости перераспределять большие деньги из других частей бюджета государства, что создавало бы политическую напряженность. Российское правительство оценивает бюджетное стимулирование своего бюджета на 2022-2023 годы в размере 10% от ВВП, что позволяет ему компенсировать эффект санкций и ограничивает их последствия.
Это может скоро измениться. До сих пор ежегодный доход от экспорта в размере $430 млрд позволял Путину комфортно инвестировать в инфраструктуру и поддерживать достаточные социальные расходы. За последнее десятилетие только 2015 и 2020 годы оказались неурожайными, когда внешние доходы составили всего $330-340 млрд при средней цене на нефть в $47 за баррель.
Если доходы от экспорта нефти упадут до $350 млрд, Путин вряд ли продолжит войну, учитывая двойное бремя военных расходов и высоких социальных расходов на поддержание внутренней стабильности
Однако во время конфликта возвращение к средним доходам от экспорта, при затратах на войну в $120-150 млрд, создаст серьезные проблемы для режима. Если доходы от экспорта упадут до $350 млрд, Путин вряд ли продолжит войну, учитывая двойное бремя военных расходов и высоких социальных расходов на поддержание внутренней стабильности.
Кстати, версия о том, что Путин не может остановить войну, не потеряв лица, неверна. Вполне вероятно, что он прекратит боевые действия, если почувствует, что теряет легитимность. Даже если объявит о добровольном выводе войск с территорий, оккупированных Москвой с февраля 2022 года, большинство россиян почувствуют огромное облегчение. Фракцию фанатиков войны можно будет легко подавить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: $300 млн в день: сколько стоит война для РФ
Однако с финансовой точки зрения последние годы показали, что Саудовская Аравия и Россия могут манипулировать ценами, если сохраняется лояльность ОПЕК, обеспечивая дополнительную прибыль. Между тем, санкции как на экспорт, так и на импорт становятся неэффективными, когда цены на нефть растут, а прибыль от их обхода покрывает риски и дополнительные затраты.
Эти реалии делают более вероятной затяжную войну в Украине. И очень важно помнить, что достижение прекращения огня или "плохого" мира, поддерживающего статус-кво, ничего не дает. Кремль просто перенаправит ресурсы на подготовку к новой войне, которая, как и нынешняя, будет финансироваться остальным миром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Имеем новую потенциальную угрозу из-за Северной Кореи" – Александр Мусиенко
Наши текущие сценарии энергетического перехода были в основном разработаны в конце 2010-х. Однако мы переживаем новую эпоху повышенной геополитической напряженности и рисков. Поэтому возникающие "узкие места" и недостатки переходного периода теперь следует рассматривать через новую призму - они предоставляют диктатурам непропорциональный рычаг влияния.
Если мы не переосмыслим эти переходные механизмы, причем в некоторой срочности, демократии будут продолжать оплачивать счета за войны, которые автократии ведут против них.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии