В первый день своего пребывания в Эдинбурге отправляюсь на поиски волынщиков. Подруга, которая была в столице Шотландии год назад, посоветовала искать их на Королевской мили. Так и делаю. Не доходя до этой сказочной улицы с роскошной архитектурой и сувенирными лавочками слышу звуки волынки. Неужели нашла? Ложная тревога. Музыка звучит из магазина, который продает килты. О'к, иду дальше.
Вот и Королевская миля. Начинает падать мелкий дождь, туристы неторопливо гуляют старой мостовой, девушка и парень в костюмах бегемота и жирафа собирают деньги для детей Танзании. Направляюсь в сторону Эдинбургского замка. У собора Святого Джайлса останавливаюсь. Да, это уже играет настоящий волынщик, а не магнитофон.
У дверей красивой постройки, где заседает Высший уголовный суд Шотландии, стоит чернявый парень в национальном шотландском костюме (килт, гольфы, пиджак) и играет на волынке. В двух метрах от него - черный футляр, куда прохожие бросают однофунтовые монеты. Такими обычно дают сдачу в магазинах и пабах.
Около Роберта (так зовут парня) полукругом собралась небольшая толпа. Почти все с фотоаппаратами и видеокамерами. К волынщику подходит мужчина лет 30. Минуты две не может застегнуть куртку. Неловко улыбается, мол, вот проклятый замок. Зрители понимающе улыбаются. Друг фотографирует мужчину. Тот смотрит на экран камеры и хмурит лоб. Опять идет к Роберту. И так еще дважды. Когда фото наконец удалось, хлопает волынщика по плечу, типа, прости, что так долго. Парень, не останавливая играть, жестами показывает, что все О'к. Наверное, еще и не такое видел.
Бросаю в футляр один фунт. Роберт кивком благодарит. На следующие два дня бросаю еще по фунту. Заслужил, от его музыки на мрачном шотландском небе появляется радуга.
Возле суда стоит памятник шотландскому философу Дэвиду Юму. За ним своей очереди ждет еще один волынщик. Мужчину с седыми волосами и в очках зовут Алан.
"Это одно из самых популярных мест Эдинбурга среди волынщиков. Почему? Здесь всегда много туристов и здание суда имеет небольшой крышу, куда можно спрятаться от дождя. Как вы могли заметить он здесь не редкость."
До Алана подходят несколько туристок. Просят сфотографироваться с ними. Тот никому не отказывает. Улыбается на фото.
"Суд заканчивает свою работу в 17:00. После его закрытия это место наше. Четкого графика нет. Кто приходит тот и играет. Пока ждешь своей очереди можно пойти в ближайший паб и выпить пива. Я так и сделал. Главное не перегнуть палку. Надо быть в форме, ведь это не просто развлечение, а работа. Так я зарабатываю себе на жизнь."
Спрашиваю, курят ли волынщики.
"Да, среди нас есть курильщики. Сам я не курю. Здоровые легкие важны, но главное в нашем деле - это техника. Чтобы научиться играть на волынке сначала надо овладеть этой штукой".
Алан показывает на трубку с восемью отверстиями. Пробегает по ней пальцами.
"Учиться лучше под наблюдением учителя. Он исправит ошибки и покажет как правильно играть. После этого можно брать в руки уже волынку. Кому-то нужно больше времени для обучения, кому-то меньше. Скажу, что лучше каждый день играть по 10 минут, чем два часа в воскресенье. Тренироваться нужно все время. Женщины также играют на волынках, но их немного. Инструмент немного тяжелый, не каждая леди сможет физически справиться с ним."
Учебная волынка стоит 600 фунтов.
"Моя обошлась в 1,4 тысяч фунтов. Для хорошей волынки это нормальная цена. Цену определяют детали. Трубки изготавливают из пород редких деревьев, которые растут только в Африке. У моего друга есть столетняя волынка. Вот она действительно очень дорогая."
На этой ноте Роберт закончил свою смену и уступил место Алану. Еще один мой фунт полетел в черный футляр.
Комментарии