Закон о квотах для украинской музыки вступит в силу через три месяца после его опубликования. В первый год действия закона квота на украинскую песню составит 25%, во второй год - 30% и начиная с третьего года - 35%.
Неожиданно перед окончательным рассмотрением закона его противники внесли альтернативный документ. Он предусматривает многочисленные лазейки чтобы обойти квоту.
Почему нужны квоты
По данным общественных мониторингов, доля песен на украинском языке в прайм-тайме ведущих украинских радиостанций составляет мизерные 5%.
Более 40% занимает русская песня, остальные - песни на английском и других языках мира.
Причина - в стереотипном мышлении владельцев и менеджеров радиоиндустрии и их нежелании менять наработанные бизнес-модели. Они привыкли годами ориентировать спрос на русскоязычную или, в лучшем случае, на англоязычную песню. В то же время тысячи песен украинских исполнителей разных жанров не могут пробиться в эфир, поскольку медиамагнаты едва ли не все украинское объявили "неформатом".
Не имея доступа к радиостанциям, музыкантам трудно получить широкую известность. А без популярности (а часто даже и с ней) доступ к ротации на радио исполнителям украинских песен чаще всего перекрыт.
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, государство должно применить инструменты, которые откроют украинской песне путь в радиоэфир. И основной из таких инструментов - это установление минимальной квоты для песен на национальном языке, которого должны придерживаться все радиостанции.
Именно таким путем пошли европейские страны, которые хотели поддержать свою музыкальную культуру и свой музыкальный рынок. Такие языковые квоты для песен введены во Франции, Германии, Польше, Португалии и ряде других стран. Причем ни в одной из них не стояла, как у нас, проблема русификации и доминирования в национальном пространстве музыки страны-агрессора, о которой так заботится наша радиоиндустрии.
Дать украинским слушателям возможность слышать на радио музыку на своем языке, а музыкантам - доступ к эфиру, призван законопроект №3822 "Про про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо частки пісень державною мовою в музичних радіопрограмах і радіопередачах)".
Инициированный вице-премьером Вячеславом Кириленко и зарегистрирован в январе 2016 года несколькими народными депутатами проект доработан рабочей группой парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики во главе с его председателем Викторией Сюмар.
В группе работали депутаты, общественные активисты, медиаэксперты, музыканты и представители радиоиндустрии. Однако последние, не желая идти на компромиссные формулировки законопроекта, в конце концов прекратили работу в группе.
Как будет работать законопроект 3822
1) Ключевая новация - дополнение в статью 9 Закона "Про телебачення та радіомовлення": "Радиоорганизации обеспечивают долю песен (словесно-музыкальных произведений) (далее - песни) на государственном языке не менее 35 процентов от общего времени звучания песен".
Такая формулировка означает, что государство оставляет за радиостанциями полную свободу, сколько вообще песен должно быть в их эфире, а сколько времени должна занимать инструментальная музыка, новости и другие программы разговорного жанра.
Но сколько бы песен радиостанция не крутила, не менее 35% времени они должны быть на украинском. То есть, если в среднем за сутки песни звучат 1000 минут, то не менее 350 минут отводится для украинских песен. Звучат песни только 200 минут, значит на украинском должно быть не менее 70 минут.
Простая и универсальная норма ставит все станции в равные условия, позволяет легко контролировать выполнение закона и стимулирует развитие и популяризацию украинской песни всех направлений и жанров.
2) Упомянутая квота должна соблюдаться "в течение суток, а также во временных промежутках с 6 до 12, с 12 до 18, с 18 до 24 часов". Это должно положить конец привычке некоторых радиостанций крутить украинские песни "для галочки" - ночью или в другое неудобное для слушателей время.
3) Детализировано приоритеты, которыми Национальный совет по телевидению и радиовещанию руководствоваться при выдаче лицензий на вещание. Такими приоритетами, среди прочего, определено противодействие информационной агрессии, развитие государственного языка и защита интересов производителей национального аудиовизуального продукта. Более того, законопроект прямо предусматривает, что преимущество на конкурсе отдается той телерадиоорганизации, которая "обязывается увеличить квоту, предусмотренную частью второй статьи 9 данного Закона, на 5 и более процентов" и "способна лучше обеспечить интересы производителя национального аудиовизуального продукта".
4) Статья 72 закона "О телевидении и радиовещании" дополняется штрафными санкциями за несоблюдение квоты на украинские песни - Радиоорганизация платит штраф в размере 3 процентов общей суммы лицензионного сбора лицензии, выданной на соответствующую программу.
5) Из-за изменений в Законе "О национальном совете по телевидению и радиовещанию" на Нацсовет возлагается обязанность осуществлять "надзор за соблюдением радиоорганизациями требований законодательства Украины о доле песен (словесно-музыкальных произведений) на государственном языке песен, распространенных в течение суток, а также в течение других временных промежутков, определенных законом".
6) Закон вступит в силу через три месяца после его опубликования, чтобы радиовещатели могли подготовиться к его выполнению. В первый год действия закона квота на украинскую песню составит 25%, во второй год - 30% и начиная с третьего года - 35%.
Как пытаются сорвать принятие закона
Как только законопроект 3822 зарегистрировали, противники, за которыми, вероятно, стоит радиоиндустрия, начали кампанию по его дискредитации.
Главные ее месседжи - качественной украинской музыки нету, радиостанции будут вынуждены крутить те же песни и вообще обанкротятся и закроются. В принципе, аналогично уровня аргументацию использовали и радиостанции в тех европейских странах, где культурно-песенные квоты введен ранее.
Нельзя отрицать, что радиостанциям действительно прибавится хлопот и придется менять устоявшиеся привычки. Однако катастрофы никакой не произойдет, как произошло ее введением квот в Португалии, Польши или, скажем, Македонии.
Если же какое-то условное "русское радио" и закроется, это точно не будет катастрофой ни для украинских музыкантов, ни для украинских слушателей, для которых и принимается закон. Место тех, кто захочет уйти с рынка, радостно займут другие - которые смогут организовать украиноязычный музыкальный бизнес, от чего общество только выиграет. Потому что кроме новой музыки появятся и новая работа для творческих людей.
"Анти-кампания" запомнилась скандалом. Сначала противники квот обнародовали заявление от имени украинских музыкантов, которые якобы выступают против квот в их пользу. Но потом несколько "подписантов" этого заявления включая будущей победительницей "Евровидения" Джамала, заявили, что ничего подобного не подписывали.
Большая часть тех, кого включили в список противников, промолчала, но стоит помнить, что все исполнители зависящие от радиоиндустрии.
Это противодействие мобилизовала сторонников квот: общественные активисты, медиаэксперты и сотни музыкантов начали заявлять о поддержке законопроекта 3822 и проводить соответствующие акции. В частности 260 украинских авторов и исполнителей.
По сути общество четко поляризовалось: с одной стороны активные граждане и музыканты, которые хотят, чтобы в Украине было слышать больше украинской музыки, с другой - Россия и медиа-магнаты, которые хотят статус кво или по крайней мере свести увеличение доли украинских песен к минимуму.
18 мая парламентский комитет по вопросам свободы слова под аплодисменты собравшихся активистов и музыкантов единогласно принял решение о поддержке доработанного законопроекта 3822д в первом чтении.
Когда вопрос стоит ребром, то "за" вынуждены голосовать даже противники квот, которые являются членами этого комитета. Однако это вовсе не означает, что они сложили оружие. Уже во время включения законопроекта 3822д в повестку дня сессии стало очевидно, кто есть кто.
Решение прошло со второй попытки, "за" проголосовал 231 депутат. Однако противники квот, в т.ч. часть членов комитета, демонстративно воздержались или не голосовали. А 25 мая зарегистрирован альтернативный законопроект 3822-1, в тексте которого легко угадывается рука сторонников русской музыки в эфире.
Костяк его авторов составляют депутаты, которые упорно выступают против квот. это:
Елена Кондратюк, жена Александра Богуцкого. Википедия называет его директор-президентом телеканала ICTV, принадлежащего Пинчуку. Богуцкий долго работал в медиа-холдинга этого олигарха. Кроме телеканалов Пинчук значительную долю в структуре собственности радиостанций, входящих в ТОП-10 самых популярных: ХитФМ, Русское Радио, Kiss FM, Радио Рокс.
Александр Абдулин из "Батькивщины" уже несколько созывов работает в комитете по вопросам свободы слова и информации.
Владислав Севрюков и Григорий Шверк с БПП. Оба до избрания депутатмы работали членами Нацсовета. Григорий Шверк, по данным Википедии, в 2001-2013 годах был вице-президентом медиа-холдинга UMH group, которая тогда принадлежала нынешнему главе АП Борис Ложкин. Сейчас UMH владеет пятью из ТОП-10 украинских радиостанций Ретро ФМ, Авторадио, Радио пятницу, Европа плюс, Наше Радио. Год освобождения Шверк с UMH совпадает с годом продажи компании другому владельцу. И его заинтересованность в противодействии языковым квотам наталкивает на мысль, что депутат не оставил контактов с представителями радио бизнеса.
Почему поставили свою подпись под этим альтернативным законопроектом несколько других депутатов включая первым вице-спикером Ириной Геращенко, остается непонятным.
Главное содержание альтернативного проекта заключается во внедрении сразу нескольких лазеек, которые, формально декларируя квоту на уровне тех же 35%, на самом деле возведут ее для большинства радиостанций к минимуму в 10-15% времени.
Это и вывод части радиостанций из-под действия закона, и уменьшение квоты для большинства популярных форматов до 20-25%, и уменьшение и так сниженной вдвое квоты для "новых" песен, и отказ от контроля соблюдения квоты в течение каждых 6:00.
Не исключено, что парламент будет рассматривать основной и альтернативный проекты уже на ближайшем заседании, 31 мая.
Среди активных сторонников основного законопроекта - спикер Андрей Парубий, председатель профильного комитета Виктория Сюмар, общественные активисты и музыканты. Среди активных противников - пророссийские силы (прежде всего опоблок) и медиа-магнаты, которые действуют через своих лоббистов в парламенте. Кто победит в этом противостоянии, узнаем в ближайшее время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Что произошло в кинопрокате - напомнить? С одесского "Кино-Уточкино" кричали, что все кинотеатры закриются, если обяжут дублировать. Никто на кино ходить не будет. 9 лет с тех пор прошло, и все прекрасно. Кинотеатры открываются, каждый раз все дороже, с 3Д, 4Д итд. Индустрия работает. А теперь самое важное: в Украину пришел бизнес, много зарубежных денег. В порядка 30 компании в Украине работают для дублирования фильмов на украинский. Это плюс сотни и сотни новых рабочих мест. Украиноязычные актеры, озвучивают - раз. Переводчики и адаптаторы - два. Звукорежиссеры, техники, уборщицы, в конце концов, которые убирают те студии. Целая рыночная ниша, которой до того не было, потому что кинотеатры просто покупали в Москве за 30-50-100-250 тысяч долларов фильм, дублированный на русском языке. Рабочих мест и налогов в Украине это не давало", - Роман Матис о новом законе о языках в Украине.
Квотам на украинскую песню противостоит российское лобби - Княжицкий
Страдают интересы российских артистов. Кто кричит против радиоквот?
Комментарии
1