Немецкий дизайнер Михел Давид выступил с идеей первого в мире спирального эскалатора. Подобный механизм просто необходим для доставки непрерывного потока людей на большую высоту при ограниченном пространстве.
Изогнутые эскалаторы существуют с 1980-х годов. Иногда они как бы накладываются друг на друга, чтобы создать видимость спирали, но по сути — по-прежнему опираются на тот же механизм прямого эскалатора, который больше в длину, чем в высоту.
Helixator основан на целом ряде нововведений. Во-первых, это монорельсовая система.
"Традиционные изогнутые эскалаторы имеют несколько рельсов с обеих сторон ступеней и поддерживаются сложными и тяжёлыми конструкциями. Монорельсовое решение позволяет соединить все необходимые рельсы в одну централизованную и лёгкую структуру", - пояснил Давид.
Во-вторых, новинке достаточно линейного двигателя вместо цепной системы, в которой на верхнее звено приходится вся тяжесть лестницы.
"А у нас давление равномерно распределено по всей траектории машины. Всё это делает систему очень гибкой и не накладывает никаких ограничений на геометрию эскалатора", - отметил изобретатель.
Helixator существует пока только в виде масштабной модели, которая демонстрирует 100-метровый эскалатор, способный перевозить 20 тыс. человек в час в обоих направлениях. Экономия площади равняется пятнадцати лифтам.
Сейчас Давид занят поиском производителя.
"Многих пугает дизайн: кажется, что у людей закружится голова. Над этим я как раз работаю — пытаюсь определить оптимальную скорость и радиус", - признался разработчик..
Сколько будет стоить устройство? На этот вопрос у инженера нет ответа. Обычные эскалаторы выпускаются уже лет сто и сегодня стоят всего €12 тыс., так что конкурировать с ними с экономической точки зрения будет трудновато. С другой стороны, эскалаторы, способные заменить лифт, становятся всё более востребованными. В некоторых азиатских небоскрёбах есть транспортёры, ведущие сразу на 10-й или 15-й этаж.
Любопытно, что источником вдохновения послужило устройство, созданное на заре эпохи автоматических подъёмников, — винтообразная самодвижущаяся дорожка, на некоторое время установленная на одной из станций лондонского метро в 1906 году. Кроме того, г-н Давид внимательно изучал обычные монорельсовые дороги, "американские горки" и чертежи известного изобретателя Гилберта Луны 1970-х годов.
Комментарии