Более двух часов продолжалась итоговая пресс-конференция президента Украины Владимира Зеленского. Глава государства ответил на вопрос о мобилизации, взаимоотношениях с Главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным, ситуацие на фронте и дальнейших шагах, необходимых для победы в войне.
На мероприятие были приглашены иностранные и украинские журналисты. А цитаты Зеленского уже широко обсуждают как зарубежные, так и отечественные эксперты.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала на пресс-конференции и подробно прослушала не только президента, но и узнала, что происходило за кулисами крупнейшего в году публичного выступления Владимира Зеленского.
ПОДДЕРЖКА УМЕНЬШАЕТСЯ
В центре столицы около 200 журналистов собрались за несколько часов до пресс-концеренции Владимира Зеленского. В изысканном вестибюле представители украинских и зарубежных СМИ выстроились в две очереди.
- Иностранные журналисты становитесь налево, украинские - направо, пожалуйста, - громко сообщает координатор в белой тонкой кофточке и быстро маневрирует между людьми.
Под ноги на пол журналисты поставили большие сумки со штативами и камерами. Чтобы занять место, некоторые приехали еще за 2,5 часа до регистрации. Время начала мероприятия, пока никто не знает. Попасть на пресс-конференцию можно только по предварительной аккредитации. Ее объявили чуть больше, чем за сутки.
- Надеюсь, что президент сможет ответить на вопрос о внутренней политике, - говорит в очереди журналистка "Свідомих" Андриана Веляник. - Что сможет определить стратегию на следующий год, в частности, что касается его обязанностей как Верховного главнокомандующего: мобилизации, производства оружия, а также внешней политики.
Россия в это время становится сильнее
Как гражданку Андриану, прежде всего, интересует справедливость и наказание в вопросах коррупции.
- Ну и интересует военная стратегия государства, потому что мы видим, что поддержка Украины сейчас уменьшается, становится труднее договариваться о помощи. Это можно увидеть на примере США, - продолжает Веляник. - Россия в это время становится сильнее, поэтому меня тревожит, что мы будем делать дальше и есть ли у военного руководства какое-нибудь видение.
Перед входом сотрудники службы безопасности проверяют документы и редакционные удостоверения. Сразу за заградительными лентами поставили металлические рамки и проверяют сумки.
У двери в комнату, где будут проводить мероприятие, сделали небольшой фуршет. На подносах разложили разноцветное печенье и пирожные. Наливают кофе и чай, а также можно взять бутылку воды. Места у столиков все заняты, под массивной деревянной дверью стоят охранники в камуфляжной форме с рациями. За дверью - темные шторы, не пропускающие свет.
ЭТО БЫЛО ВЫЖИВАНИЕ
В зале для пресс-конференции поставили стулья для журналистов и обустроили место для удобного размещения операторов с камерами. На большой сцене стоит деревянный стул, обитый зеленой кожей и маленький столик с микрофоном, записной книжкой и ручкой.
Ровно в 18:00 в крайнюю дверь заходит Владимир Зеленский в брюках-карго цвета хаки и черном свитшоте с украинским флагом на груди. Садится в кресло и отмечает, что главная победа стране в этом году - "сохраненный желто-голубой флаг в нашем государстве".
- Мы боремся за наше будущее сами, а не за то, что хочет выбрать нам Российская Федерация, - говорит Зеленский. - Историческая победа для Украины - это очень серьезно. Мы прошли две волны - начало переговоров о вступлении в ЕС и полномасштабная война.
Журналисты начинают поднимать таблички с названием СМИ, чтобы задать вопрос президенту. Выбирает, кому давать слово, сидящий рядом его пресс-секретарь Сергей Никифоров. Заметно волнуется Зеленский после вопроса о напряженных отношениях с Польшей.
- Хочу поблагодарить Польшу и президента Дуду, прежде всего, - отвечает с грустью президент представителям польского медиа. - Вы с нами с начала войны, вы наши соседи, принимали наших людей. И я делал максимально все, чтобы отблагодарить вас. Может этого мало, но мы вам благодарны. Но при этом мы должны быть откровенными. Президент Анджей говорил, что украинцы своей жизнью защищают Польшу. Считаю, мы братья с вами. Вы нам помогали, как могли, а мы стояли за вас и стоим как можем. У меня были мощные отношения с вашим Кабмином. Мы были благодарны. Потом была блокада наших границ… Поймите, это не дело во время войны. Это было выживание, у нас не было коридора - свободного, независимого, черноморского коридора, которым можно было вывозить зерно.
Владимир Александрович отмечает, что Польша - величайший друг государства. Однако даже с ней у нас были проблемы.
- Что у нас остается, если нет моря? Когда сказали компромисс... Я сказал: а в чем? Мы готовы, скажите в чем. Не всем ли нам выжить? Не вывезти зерно? Мы сказали: окей, не будем продавать зерно в Польшу или еще где-нибудь, - признается Зеленский. - Дайте вывезти. Вы знаете, как украинцы относятся к полякам. С большой симпатией, с любовью. В Украине все видели, что у нас конфликт на уровне лидеров. А украинцы начали защищать вас (поляков. - Gazeta.ua), не меня! Хотя я защищал их интересы (украинцев. - Gazeta.ua). И это жизнь. Слушайте, это жизнь соседей, близких людей.
Владимир Зеленский рассказывает, что Украине было очень сложно. Из-за конфликта государство потеряло "сотни миллионов долларов" и часть урожаев.
Один господин, а другой на земле работает - так оно не может быть
- Теряли ежедневно. И каждый день меня спрашивали наши фермеры: а как, у нас заминированные поля, как вывезти хоть что-нибудь? И мы стали терять политические отношения. Я еще раз подчеркиваю: я благодарен вашему народу, но поймите меня. Я не тряпка какая-то, я защищаю интересы своего государства во время войны. Я просто сказал: дайте нам вывезти. А нам не дали. И это было неправильно. Просто неправильно. Один господин, а другой на земле работает - так оно не может быть.
Большинство вопросов - касаются международной политики Украины. Президент отвечает, что никогда не общался с премьером Венгрии Виктором Орбаном по поводу прекращения огня или диалога с Путиным.
- Возможно, он поднимал эту тему с его друзьями или с лидерами ЕС или где-то за границей, возможно, в Соединенных Штатах. Что-то было такое в его речи, но я не знаю, - с удивлением говорит Зеленский. - Иногда его политика не очень дружна с нами и он знает это. Этот факт он слышал от меня. У меня было много вопросов к нему.
В своем стиле - президент шутит, когда ведет диалог с журналистами. Иногда в его глазах блестят слезы. Более решительно звучат ответы на уступки России.
- Если не потеряем наш дух - можно и жить со скепсисом, но можно и страну про… извините, со скепсисом, - говорит Зеленский. - А я к этому не готов, и я знаю, что таких, как я, очень много. Миллионы. Мы не готовы отдать нашу страну. С первого дня и до последнего так и будет, и если мы сохраним все эти цели, все, что у нас есть, все, что мы можем, сделаем гораздо больше. Я уверен, что мы сможем приблизить эту победу.
Ответы на завершение войны и стратегии на 2024 год - размыты, отмечают сами журналисты. Но Зеленский утверждает, что отдавать территории агрессору Украина не будет.
- Закончится ли война в 2024 году? - риторически спрашивает он. - Я думаю, что никто не знает ответа. Даже те уважаемые люди, наши командиры или западные партнеры, когда они говорят, что война на многие годы, они не знают. Это диалог, это мнения. Мнения очень часто отличаются от реальности.
Внимание СМИ приковано и к отношениям Зеленского с Валерием Залужным. 21 ноября верховный Главнокомандующий в интервью The Sun сказал, что военные, собирающиеся заниматься политикой, не должны "заниматься войной". Впоследствии ряд медиа отметили, что мол между Залужным и Зеленским развернулся конфликт.
Стратегия - понятна, хочу видеть детали
- Рабочие у меня отношения с Залужным, - уверенно и без конкретики рассказывает президент. - Он должен отвечать за результаты на поле боя как главком вместе с Генштабом. Есть много вопросов. И также командующий (ОСУВ) "Таврии", который оперативным командованием занимался... Наступление - это сложный вопрос: что-то было, чего-то не было, чего-то не хватает... Нам нужны крепкие шаги и результаты... каждый день в каждой должности . Планирую работать, жду от них решений (по мобилизации, помощи на фронте, очень конкретных вещей на поле боя. - Gazeta.ua). Стратегия - понятна, хочу видеть детали. Считаю, что это - справедливо.
Наиболее резко Владимир Зеленский реагирует на вопросы журналистки "Зеркала недели" Инны Ведерниковой.
- Как вы прокомментируете недавний тайный шаг правительства, которое хотело на заседании проголосовать за постановление-клон скандального законопроекта №5655, который был принят в пользу застройщиков и лоббирует глава партии "Слуга народа" Шуляк и вице-премьер-министр Кубраков?, - спросила Ведерникова.
- Что касается этого закона о застройщиках и т.п., ко мне ни разу лично никто не обращался, чтобы я его не подписывал, - говорит президент и нервно крутится на кресле, сдерживая эмоции. - Поэтому это мой личный выбор, и есть причины. И потому никто из Евросоюза, никто из Соединенных Штатов, из "Большой семерки" ни разу не поднимал этот вопрос.
- Ермак занервничал, - слышны голоса медийщиков позади. Руководитель Офиса президента сидит в первом ряду рядом с советником Михаилом Подоляком.
После завершения пресс-конференции Владимир Александрович быстро выходит из зала. В след раздаются голоса журналистов, не успевших задать вопрос.
- Невозможно оправдать все ожидания. Ты спрашиваешь, и хорошо, если есть возможность получить ответ или вообще задать вопрос, - говорит украинский фотокорреспондент Евгений Малолетка. Журналист складывает в рюкзак массивный фотоаппарат. - Была информация, и ты улавливаешь ее как капельку, поэтому кое-что прояснилось.
ТУРБУЛЕНТНЫЙ РЕЖИМ
Украинские медийщики начинают расходиться, зал понемногу пустеет. Только телевизионщики остаются, чтобы выйти в прямой эфир своего канала по итогам сегодняшнего разговора с президентом. В кожаном кресле журналисты устроили фотосессию.
- Идея пресс-конференции была плановая, - рассказывает пресс-секретарь Верховного Главнокомандующего Сергей Никифоров. Стоит перед сценой в сером пиджаке. - Никакой традиции не было. Проводили пресс-конференции в мае, во время Крымской платформы, были итоги первого года войны. На самом деле нет у нас системы, и не будем ее создавать, прежде всего, учитывая меры безопасности, чтобы это не стало каким-то ожидаемым событием.
Не все журналисты смогли получить аккредитацию на событие, признается Никифоров.
- Вы видели, какие журналисты получали слово. Здесь передовые украинские СМИ, передовые мировые медиа, получившие Пулитцеровские премии и другие награды, - говорит пресс-секретарь. - Считать, что какой-то человек задал бы какой-то вопрос, который не задали бы другие журналисты - это абсолютно неправильно. Здесь все профессиональные, опытные журналисты задали вопросы, которые действительно интересуют общество.
Перед входом в зал медийщики собираются, чтобы обсудить итоги пресс-конференции. Мнения разделились. Кто-то считает ответы президента конструктивными, некоторые критикуют действо и видят в словах Зеленского попытку обобщить проблемы.
Больший упор был на международную прессу
- Я хотела услышать взрослый разговор с обществом. По-моему - он состоялся, - говорит уже на улице журналистка Елена Чернякова. - Не было "сказки" какой-то. Было много внутренних вопросов, но больше внешних. Больший акцент был на международной печати, возможно, так показалось, потому что я журналистка украинского телеканала. Президент больше общается с иностранными СМИ, и это понятно, потому что ему нужно оружие, деньги. О чем он и говорил, что 500 миллиардов на войско нужно. Где их взять - вопрос.
Елене удалось задать вопрос, в отличие от многих украинских журналистов. Возможно, именно поэтому пресс-конференция понравилась, говорит она.
- Мой вопрос был о наших гарантиях безопасности и НАТО, - вспоминает. - Я помню, что в июле была подписана декларация на саммите о поддержке Украины. Переговоры у нас начались с Германией и Францией, то есть со всеми тяжеловиками. Думала, что уже есть прогресс, и вот с Британией мы подпишем, но президент сказал, что есть некоторые замедления. Меня это как гражданку Украины расстроило, потому что нам нужны гарантии безопасности, чтобы нормально проходить весь этот турбулентный режим. Как журналистку - удовлетворило, что он ответил.
Президент не считает реалистической идею о том, что Североатлантический альянс распространит гарантии безопасности на часть территории Украины. Однако этот вопрос звучит на переговорах, добавляет Чернякова.
- О мобилизации мало конкретики, - продолжает журналистка. - "Нам нужны люди, но для этого нужны деньги. Их пока нет" - это печальная история. Была ли пресс-конференция "теплой ванной" для президента - не соглашаюсь. Были довольно конкретные вопросы, в частности, относительно FPV-дронов. Пообещал количество этих дронов в следующем году (По словам Владимира Зеленского, в следующем году Украина произведет миллион дронов. - Gazeta.ua) и период, за который должны их изготовить.
Журналисты охотно обсуждают разговор с президентом. Большинство считают, что Зеленский изменился за годы полномасштабного вторжения. Разговоры продолжают уже приватно - за чашкой кофе или у входа в помещение, сжигая не одну сигарету.
Комментарии
2