Статья в издании The New York Times
За 18 месяцев войны украинская земля в основном переходила из рук в руки внезапными рывками. Россия захватила массу территории в начале, а Украина отвоевала ее куски в драматических контратаках. Сейчас, спустя 10 недель после начала самого амбициозного контрнаступления с большими потерями в людях и технике, все чаще возникают вопросы, сможет ли Украина пробить российские позиции.
Несмотря на изнурительные бои, украинские силы на большей части 600-километрового фронта продвигаются вперед, и командиры и солдаты-ветераны говорят, что сейчас они в лучшей форме, чем 6 или 12 месяцев назад.
"Если год назад мы вели оборонительные действия, у нас была задача сдержать противника, то теперь у нас есть возможность наступать", - сказал на передовой полковник Дмитрий Лысюк, командир 128-й горно-штурмовой бригады.
Украинские офицеры почти всегда оптимистичны. Даже если контрнаступление пока дало лишь смешанные результаты, поскольку украинские войска были замедлены плотными российскими минными полями и постоянной огневой мощью.
Война, скорее всего, продлится еще как минимум пару лет
Их оптимизм сдерживается растущим осознанием, что война, скорее всего, продлится еще как минимум пару лет. Некоторые командиры даже говорят о перманентном состоянии конфликта.
Но полковник Лысюк и другие лидеры, опрошенные в последние недели, указывают, что они называют рядом обнадеживающих изменений. Их подразделения обучены и оснащены лучше, чем когда-либо, благодаря помощи Запада на миллиарды долларов.
Они придумали, как управлять обучением новых солдат и как продолжать пополнять свои ряды после потерь, даже продолжая сражаться. Почти каждое подразделение выросло в профессиональном и количественном отношении - батальоны превратились в бригады, а добровольческие группы в формальные армейские подразделения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На концерте у Кобзона: сколько генералов потеряла РФ за время войны
Западная артиллерия большей дальности и, в частности, кассетные боеприпасы, недавно предоставленные США, с некоторыми противоречиями доказали свою эффективность в уничтожении не только скоплений российских войск, но и российской бронетехники и артиллерийских систем.
Несколько командиров заявили, что российские подкрепления сдерживаются, не желая приближаться к зоне досягаемости украинских орудий.
Россияне не могут подойти ближе, иначе будут уничтожены
"Они не могут подойти ближе, иначе будут уничтожены", - сказал лейтенант Ашот Арутюнян, командир подразделения дронов Украинской добровольческой армии. По его словам, Россия прибегла к другим видам оружия, в результате чего применяет больше авиабомб и ракетных ударов.
Он показал видео со своих беспилотников, на которых видно поврежденную российскую бронетехнику. Огромные воронки в земли от российских авиабомб и ракет С-300 в украинских населенных пунктах по всей линии фронта.
Даже если это не приведет к быстрому захвату территории, контрнаступление сигнализирует об изменении перспективы для украинских солдат.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
Более года таким частям, как 128-я горно-штурмовая бригада, было приказано удерживать оборону вдоль Запорожского фронта, что часто было невыносимой задачей по защите окопов и укрепленных позиций под постоянными бомбардировками. Полковнику Лысюку было поручено восстановить бригаду после того, как в декабре она понесла большие потери.
В июне его войска сыграли свою роль в первые недели контрнаступления, отбив несколько сел в стратегическом районе у реки Днепр и перекресток, который ведет на юг к Черному морю и на запад к ЗАЭС.
Полковник Лысюк отказался сказать, какие у него тогда были основные задачи, но сказал, что бригада их все выполнила.
"Я скажу вам после войны", - сказал он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть три сценария завершения войны в Украине" - Юрий Пойта
О том, насколько ожесточенными были бои, свидетельствует то, что продвижение составило всего несколько километров. По его словам, россияне выдвинули подкрепление, и штурм соседней деревни не увенчался успехом.
Однако полковник Лысюк остался невозмутим.
"Это не маленькая работа. Некоторые направления - более приоритетны для развития для успешного контрнаступления", - сказал он.
Большинство опытных украинских командиров заявили, что из предыдущих контрнаступлений они узнали, что главнокомандующий ВСУ, генерал Валерий Залужный и его высшие генералы отлично владеют уловками и маневрами.
В течение нескольких месяцев прошлого года Украина разглагольствовала о контрнаступлении в Херсонской области, а затем удивила мир и многих своих военных внезапным прорывом российских позиций в Харьковской области.
Херсонское контрнаступление развернулось путем уничтожения путей снабжения россиян, что, в итоге, вынудило россиян отступить с территории к западу от Днепра.
Две успешные кампании придали многим украинским солдатам и офицерам на фронте уверенность во всеобъемлющем плане генерала Залужного, даже когда войска терпят поражение, как и новые бригады, возглавляющие контрнаступление.
"Мы были разочарованы, думали, что они быстро прорвутся к морю", - сказал 30-летний заместитель командира с позывным "Тайсен" батальона 80-й десантно-штурмовой бригады, воюющей на восточном фронте.
Но "Тайсен" сказал, что у него есть друзья, сражающиеся на юге, и они сохраняют уверенность.
"Тактически, хитростью, западной техникой ВСУ прорывают их оборонуч. Успех - всего лишь вопрос времени", - казал он.
Российские войска начали новое наступление на северо-востоке Украины в направлении Купянска, но украинские подразделения говорят, что им удалось сдержать их.
"Тайсен" и другие командиры говорят, что российские войска, которых они видели, оказались в худшем состоянии, чем украинские.
По сравнению с началом войны техника и личный состав россиян находятся в очень плачевном состоянии
"По сравнению с началом войны их техника и личный состав находятся в очень плачевном состоянии", - сказал "Тайсен".
Солдаты и командиры южного фронта заявили, что есть признаки, что украинская артиллерия изматывает российские подразделения, которые стоят перед ними, в основном благодаря американским кассетным боеприпасам.
"Мы используем их достаточно эффективно. Они прибыли в середине июля. И мы постоянно ими пользуемся. За это время мы уничтожили много вражеской артиллерии. Если раньше работало 20 вражеских орудий, теперь два-четыре. Есть также признаки, что россияне не могут поддерживать постоянную боевую готовность", - говорит полковник Лысюк.
Тактика тоже имела значение, сказал заместитель командира батальона 129-й бригады территориальной обороны с позывным "Херсон".
41-летний бывший правительственный чиновник возглавил свое подразделение в комбинированном штурме села Нескучное в начале контрнаступления. По его словам, его люди закрепились в деревне и три дня сражались в ближнем бою.
"Россияне пытались контратаковать, пытались нас выдавить, окружить, но все произошло так, как мы и предполагали. У нас также была мощная поддержка со стороны артиллерии и высшего командования", - сказал он.
Когда российские войска начали отступать, то их же войска обстреляли поле боя ракетами, убив своих людей.
"Они довольно много похоронили своих ребят", - говорит "Херсон".
Нерешительность иногда стоила украинцам большего количества жизней
Большинство украинских командиров заявили, что их лидеры гораздо больше заботятся о жизнях своих людей, чем российское командование о своих войсках. Некоторые говорили, что нерешительность иногда на самом деле стоила украинцам большего количества жизней.
Офицер сил специальных операций Алексей, подразделение которого потеряло 15 человек за четыре дня неудачных штурмов одного села в начале контрнаступления, сказал: "Если бы у нас был более жесткий приказ, что у нас нет выбора, мы должны взять деревню, мы хотели бы ее взять".
Вместо этого командиры отложили операцию, дав россиянам время заминировать окопы, сказал он. Затем, когда первая атака столкнулась с трудностями, командиры отступили, чтобы перегруппироваться, вместо того, чтобы посылать подкрепление.
"Если б мы сделали это одним рывком, то добились бы успеха и потеряли меньше людей. Они думали: "Мы постараемся потерять меньше людей", и сейчас почти вся наша группа по больницах", - говорит он.
То, как долго обе стороны смогут терпеть такие потери, теперь может оказаться решающим для будущего хода войны. Россия может привлечь население, которое более чем в три раза больше, но украинские командиры неоднократно указывали на ключевую разницу между двумя сторонами – украинцы сражаются за спасение своей страны.
"Неважно, сколько пройдет времени. Было бы здорово, если бы россияне закончился через неделю. Если дольше - у нас нет выбора", - сказал "Херсон".
Перевод Gazeta.ua
Комментарии