Ексклюзивы
понедельник, 06 июня 2022 13:05

Байден открыл новый фронт. РФ остается без поддержки – статья Александра Краева

Глобальное противостояние набирает обороты. Война России против Украины, международный санкционный режим, рост силы Китая и вопрос Тайваня - это все, независимо от географических границ, чрезвычайно связано. И президент США пытался решать все эти вопросы параллельно.

Война России против Украины уже давно воспринимается в США скорее как часть глобального противостояния, а не конфликт регионального значения. Как бы Москва ни старался представить его как только "необходимую самооборону" или что-либо другое из их арсенала лжи, Вашингтон видит в этой войне часть глобальной борьбы свободного демократического мира против диктатуры и автократий. По сути, если уж хотите прагматики, это часть нового биполярного противостояния США и КНР - актеры изменились, точнее, один из них, но суть противостояния осталась та же. Это системная и долгая борьба. К сожалению, именно так и видит мир борьбу Украины против российского империализма.

За время своего небольшого политико-дипломатического турне именно такие акценты расставлял президент США. Объединение демократий, защита союзников и поддержка экономик в новую сложную постпандемическую эпоху. Все склоняет к тому, что это турне было не только темой общего дайджеста новостей предыдущего месяца - это в чем-то была эпохальная веха.

Защита Тайваня: новая глава сложной истории

Отношения США и Тайваня представляли собой удивительно интересный кейс неопределенности. Соответственно, так и называлась эта концепция Вашингтона – политическая неопределенность. Она имеет огромные исторические корни и базировалась на взаимоисключающих нарративах, которые вместе образовывали сложную для анализа, но в то же время уникальную в эффективности стратегию силового "холодного" противостояния.

"Теория домино", доминировавшая в американской внешней политике с конца 1950-х, призвала не разрешить распространение коммунизма

Со времени завершения гражданской войны в Китае, заставившей республиканское правительство спасаться от коммунистов на острове Тайвань, американцы поддерживали существование островной республики всеми доступными методами. "Теория домино", доминировавшая в американской внешней политике с конца 1950-х, призвала не разрешить распространение коммунизма хотя бы в одной азиатской стране. Ведь последовавшие за ней посыпятся каскадом. В свое время, кстати, это привело к прямому вступлению в войну во Вьетнаме.

  Президент США Джо Байден заявил, что в случае агрессии Народной Освободительной Армии КНР Соединенные Штаты будут вооруженно защищать Тайвань. Photo by Yuichi Yamazaki / Pool/ Anadolu Agency via Getty Images
Президент США Джо Байден заявил, что в случае агрессии Народной Освободительной Армии КНР Соединенные Штаты будут вооруженно защищать Тайвань. Photo by Yuichi Yamazaki / Pool/ Anadolu Agency via Getty Images

Однако у КНР также были мощные союзники - Советский Союз, до конфликта на Даманском тогда еще оставалось много времени. В этот момент стало ясно, что прямое давление еще больше усугубит риск ядерной войны - а тогда уже никакие гарантии не помогут, паритет на тот момент был четким. Поэтому американцы подошли к проблеме достаточно креативно. Вашингтон заявил, что признает политику одного Китая - позицию коммунистического Китая, которая заключается в неотвратимости объединения двух Китаев в пределах одного государства тем или иным образом. Либо прямым объединением, либо по возможности сосуществования в пределах одного государства двух систем, как это было с Гонконгом – хотя мы видим, что это его не спасло. В то же время США максимально однозначно утвердили свою поддержку независимости Тайваня. Почти с первого года его существования как независимой республики поддерживали его вооруженно, а иногда даже отправляли волонтеров. Максимально расширялось сотрудничество. Со временем Тайвань стал одним из первых основных союзников США вне НАТО.

США максимально однозначно утвердили свою поддержку независимости Тайваня. Контраверсионно? Безусловно. Взаимоисключающе? Еще бы. В этом и основное преимущество этого подхода. Коммунисты так и не смогли решить все дилеммы, связанные с такой позицией США. Будут ли американцы уступать Тайвань милитарно в случае агрессии? Поддерживают ли они инкорпорацию Тайваня по примеру Гонконга? Как вообще будут строить свою политику с обоими Китаями? Вот таким образом США остались единственной страной, которой "разрешено" иметь официальные отношения и с КНР, и с Тайванем.

Поездка Джозефа Байдена стала эпохальной именно потому, что на одной из пресс-конференций президент США официально завершил политику стратегической неопределенности. Отвечая на вопрос журналистки, он твердо заявил, что в случае агрессии Народной Освободительной Армии, КНР Соединенные Штаты будут вооруженно защищать Тайвань. Хотя Белый дом постфактум поправил заявление президента, заявив о неизменности политики и преимущественно о предоставлении оружия. Однако эта оговорка не была просто оговоркой.

  Президент Джо Байден (праворуч) приймає почесну варту разом з прем'єр-міністром Японії Фуміо Кісіда (ліворуч) під час церемонії вітання президента Байдена у Державному гостьовому будинку Акасака 23 травня 2022 року в Токіо, Японія.
Президент Джо Байден (праворуч) приймає почесну варту разом з прем'єр-міністром Японії Фуміо Кісіда (ліворуч) під час церемонії вітання президента Байдена у Державному гостьовому будинку Акасака 23 травня 2022 року в Токіо, Японія.

Союз демократий против Пекина

Вторым мощным сигналом, который Байден направил Китаю, стало провозглашение создания Индо-Тихоокеанской Рамочной организации. По сути, новая структура будет средним между полноценным экономическим союзом и договором о взаимопонимании. В декларации отмечается, что страны подписанты - это США, Япония, Южная Корея и Индия - устанавливают в отношениях между собой послабления в сфере международной торговли и обязуются в дальнейшем нарабатывать лучшие механизмы экономического сотрудничества. Этот новый союз во многом пытается повторить успех подобного Транстихоокеанского экономического союза, который в свое время продвигал президент Барак Обама. Также чем-то он - как минимум, в контексте идейности и нарратива - отдается в "Союз демократий". Он должен был объединить страны демократического, хотя бы в какой-то степени, правления, которые находятся кольцом географически вокруг Китая и обеспокоены его ростом.

И хотя на словах все звучит хорошо, но инструментально еще есть над чем работать. Во-первых, новый договор не предусматривает взаимное снятие таможенных и нетаможенных ограничений на торговлю. Это для экономико-торгового союза очень важно. Во-вторых, его учредительная декларация является просто хрестоматийным примером "декларации" как типа документа - все красиво, но слишком обще. Отсутствие конкретики уже сейчас заставило многих присоединиться к лагерю критиков президента Байдена за эту инициативу. В-третьих, достаточно ограниченное количество участников - пока это максимум вытягивает на уровень уже существующей квадриги.

Китай пытается образовать контральянсы в регионе, чтобы противостоять союзникам США и ограничить поле для маневра

Тогда почему Байден вообще вышел с такой инициативой? Ибо и здесь Пекин пытался его обогнать. Прямо перед визитом президента США Пекин разослал десятку стран Тихоокеанского региона, преимущественно небольшим островным государствам, предложение о заключении регионального альянса безопасности. И, к удивлению, первая страна вызвалась почти сразу – ею стали Соломоновы острова. И хотя другие реципиенты предложения, во главе с Микронезией, отвергли инициативу, это взволновало Белый дом. Очевидно, Китай пытается создать контральянсы в регионе, чтобы противостоять союзникам США и ограничить поле для маневра. Поэтому этот шаг, очевидно, был реактивным и своевременным.

  Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе (слева направо), президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Кисида Фумио и премьер-министр Индии Нарендра Моди фотографируются 24 мая 2022 года в Токио , Япония. Туда Байден прибыл после визита в Южную Корею. Фото: Zhang Xiaoyou - Pool/Getty Images
Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе (слева направо), президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Кисида Фумио и премьер-министр Индии Нарендра Моди фотографируются 24 мая 2022 года в Токио , Япония. Туда Байден прибыл после визита в Южную Корею. Фото: Zhang Xiaoyou - Pool/Getty Images

При чем здесь Украина?

Казалось бы, азиатские и трансатлантические интересы Соединенных Штатов - это два совершенно разных театра геополитического противостояния. Однако это существенно обидит глобальный подход Вашингтона к этой новейшей итерации Холодной войны. Дело в том, что уже сейчас американские чиновники открыто называют войну РФ против Украины "глобальным противостоянием демократии давления со стороны автократов". Угадайте, кого Стратегия национальной безопасности США называет ключевым и наиболее опасным автократическим режимом в мире? Конечно же Пекин, рядом с которым всегда ошивается Москва. Поэтому в воображении западных теоретиков и политиков наша борьба - это больше, чем региональный или даже международный вопрос. Это конфликт идеологий, принципов и систем.

Россия рассчитывала на Китай. Ожидала поддержки экономики, обхода санкций и поставок ресурсов и товаров двойного назначения

Очевидно также и другое – Россия рассчитывала на Китай в этом противостоянии. Она ожидала поддержки экономики, обхода санкций и поставок ресурсов и товаров двойного назначения. Москва желала более активной политической позиции и осуждения, как она это называла, "агрессии НАТО против ее границ". Но этого всего не произошло - по крайней мере, в том объеме, как на это рассчитывали в Кремле. Китай уже гораздо больше волнует вопросы противостояния с Вашингтоном и установления нового паритета сил - прежде всего в Тихом океане и Азии. Не забываем постковидное экономическое восстановление, и хотя бы тот факт, что КНР до сих пор ковид до конца не преодолела. Поэтому поддержка России сводится к простой аксиоме - ей не стоит дать умереть, но и поддерживать ее мы тоже не будем. В конце концов, когда Китай перестал вести переговоры с россиянами, американцы снова заговорили об отмене части двусторонних пошлин. Как думаете, что интереснее будет Поднебесной - поддержка пожилого неуравновешенного диктатора, которая скорее всего не окупится, или адекватные проекты на американских рынках с потенциалом большого экономического роста?

Вокруг бурлит зарождение новой системы безопасности

Таким образом, мы действительно находимся на острие творения истории. Вокруг бурлит зарождение новой системы безопасности, меняются целые поколения работы дипломатов, аналитиков, военных и политиков, и среди этого наша главная задача неизменная - победа. Как я попытался показать в этой статье, именно так это видят и наши международные друзья. И именно этого боятся наши враги - а потому это точно должно быть воплощено.

Александр КРАЕВ, эксперт по внешней политике аналитического центра "Украинская призма", для Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «Байден открыл новый фронт. РФ остается без поддержки – статья Александра Краева». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть