Новые подробности обстоятельств авиакатастрофы стали тестом для мирового сообщества - назовут ли виновных и привлекут ли их к ответственности.
По состоянию на утро 27 декабря на месте трагедии нашли второй "черный ящик". По информации CNN, данные из двух ящиков свидетельствуют, что самолет сбила российская ПВО. Чиновник, который рассказал об этом, отметил, что такова первая оценка США.
Катастрофа уже имеет международный, хоть и неофициальный, резонанс. И не только по самой причине гибели людей, но и по попыткам российской стороны скрыть ее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кремль заметал следы ценой жизней выживших в гражданском самолете после атаки ракетой ПВО
Французский авиационный эксперт на условиях анонимности сравнил в западных СМИ аварию 25 декабря под Актау с катастрофой борта МН17, когда погибли 298 пассажиров самолета в небе над Донбассом. Тогда это произошло из-за выстрела ракеты класса "земля - воздух". Турецкий эксперт заключил о внешнем поражении самолета, и не птицами. В то же время Россия избегала официальных комментариев, в пабликах писали о птицах и кислородном баллоне, хотя к вечеру 25 декабря эта версия не была уже основной.
Новые заявления
27 декабря в Актау вылетела группа конструкторов завода-изготовителя из Бразилии, поэтому следует ожидать в ближайшие дни больше технических подробностей. В то же время существует ряд сигналов от компаний и стран прямо или косвенно заинтересованных в выяснении причин трагедии. И они не в пользу России.
Спикер Путина Дмитрий Песков повторил – в Кремле следят за ходом расследования, до его завершения комментариев не будет.
"Росавиация" сообщила, что готова сотрудничать с казахстанскими и азербайджанскими коллегами в рамках следствия, а также отметила "очень сложную" обстановку вокруг аэропорта в Грозном в день катастрофы. Интересно, что именно "Росавиация" снова сослалась на атаку украинских БПЛА по Чечне и на введенный из-за этого режим "Ковер", предусматривавший немедленный выход всех воздушных судов из указанного пространства. Также "Росавиация" сообщила новую деталь - командир экипажа дважды (!) пытался посадить самолет в Грозном, но успеха не имел, ему были предложены два аэропорта на выбор, но командир улетел в Актау.
Лучше не летать
В ответ на такие заявления перевозчик – компания AZAL- объявила о приостановке рейсов в Минводы, Владикавказ, Нижний Новгород, Саратов, Самару, Уфу, Махачкалу "из-за потенциальных рисков безопасности полетов". Также в компании заявили, что на основании предварительных данных следствия, 25 декабря самолет упал из-за "физического и технического внешнего влияния". Симптоматично, что авиакомпания из Саудовской Аравии Flydubai отменила рейсы в Минвод и Сочи.
Политический скандал
27 декабря украинский МИД назвал ложью заявления россиян по авиакатастрофе под Актау. Москва заставила пораженный самолет лететь над морем с целью скрыть следы преступления, заявил министр иностранных дел Украины Андрей Сибига. Глава Центра противодействия дезинформации при СНБО Украины Андрей Коваленко прямо отметил – самолет сбила российская система ПВО "Панцирь".
Есть и официальная реакция НАТО. В ночь на 27 декабря Альянс высказался за тщательное расследование происшествия.
Накажут ли
Кремль сумел отразить первый информационный удар Азербайджана, который настаивал на том, чтобы РФ признала свою вину. Депутат, член комитета по международным делам парламента Азербайджана Расим Мусамбеков заявил: "Самолет был сбит в небе над Грозным, над территорией России, отрицать это невозможно!" Мусамбеков намекнул на возможности ухудшения отношений с Россией, если та не извинится за содеянное. Турецкое информагентство Anadolu со ссылкой на официальных лиц Азербайджана синхронно сообщило - причиной катастрофы является российская ракета.
Птицы - баллон - ракета
В неприятную ситуацию попал Казахстан, сначала поддержавший версию о кислородном баллоне и птицах. Министр транспорта Марат Карабаев рассказал: 25 декабря утром руководитель полетов "Ростов" сообщил в Актау, что на борту AZAL взорвался кислородный баллон, потому спросил о возможности посадки. Впоследствии Карабаеву пришлось оправдываться и напоминать, что это не его версия. Министр цифрового развития и транспорта Рашад Набиев сообщил, что опросы выживших пассажиров и членов экипажа и изучение обломков и характера повреждений свидетельствуют о внешнем влиянии. Люди слышали три взрыва снаружи и над Грозным, бортпроводница и пассажиры ранены обломками. Версия о стае птиц не подтверждается. "Тип вооружения установит следствие", – заявил Набиев. Он отметил, что самолет направлялся в Актау через Махачкалу и остается вопрос, давали ли ему разрешение на посадку там. Министр подчеркнул, что Казахстан привлек к следствию международных экспертов и азербайджанскую сторону.
Россия контратакует
До завершения официального следствия все утверждения имеют статус версий даже те, которые произнесли государственные чиновники. Но в западных экспертных кругах обсуждают не причину, а степень вины российской стороны.
Так, эксперт по обороне, разведке и безопасности Джастин Крамп утверждает, что версия о сбитии самолета российской ПВО объясняет все факты, связанные с катастрофой. В то же время он отметил: "Я не думаю, что это делается умышленно. Россия очень обеспокоена украинскими БПЛА большой дальности, которые часто не сбиваются".
Между тем РФ перешла в контратаку: заместитель министра иностранных дел страны-агрессора Михаил Галузин встретился с послом Азербайджана Рахманом Мустафаевым и выразил глубокое соболезнование, но предупредил - спекулировать на горе недопустимо. А вечером 27 декабря российский МИД обвинил страны НАТО в слухах о переговорах между Азербайджаном и Казахстаном о согласовании заявлений по поводу причин трагедии. Правдой является то, что президенты Казахстана и Азербайджана пообщались вечером 27 декабря о причинах авиакатастрофы.
Вряд ли российская сторона совершала лишние движения, если бы обвинения не имели под собой оснований. Но, как и с крушением МН17, выводы следствия могут быть настолько размыты, что привлечь виновных окажется делом почти безнадежным. В таком случае, единственное, на что смогут рассчитывать семьи погибших и пострадавшие – выплаты от азербайджанской стороны. А летать, по крайней мере, над Россией, будет делом опасным.
Комментарии