России пришлось спешно искать формулировку того, как объяснить крушение самолета "Азербайджанских авиалиний". Это произошло тогда, когда лидеры западных государств осуждали Путина за рождественский обстрел Украины, а руководители ряда постсоветских стран как раз подбирали слова как реагировать на сбитие гражданского самолета над российским небом.
AZAL Embraer 190 номер J2-824 формально совершил аварийную посадку возле города Актау в Казахстане Из 67 пассажиров и 5 членов экипажа выжили 25 человек (по другим данным - 32 человека), большинство из них госпитализированы в тяжелом состоянии. авиакомпания, - столкновение судна со стаей птиц или туман.
На борту находились граждане Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, России, Кыргызстана. Из-за этого у президента Азербайджана Ильхама Алиева была веская причина вернуться домой с саммита стран СНГ, который проходил в Санкт-Петербурге. Ранее от участия в этом саммите отказался премьер Армении Никол Пашинян. Но именно он одним из первых выразил соболезнования семьям погибших и пострадавших. Как и лидеры Турции, Ирана, Польши и других стран.
Кремлевский диктатор начал неформальный саммит лидеров стран СНГ со слов скорби, а затем заговорил об экономике.
Железные птицы
Путин обычно каждую сложную беседу начинает экономикой. Поэтому можно было предположить, что демарш сразу двух лидеров стран Средней Азии был не случайным.
Через несколько часов после немножко блоггер Fighterbomber выложил видеозапись повреждений обломков самолета, похожих на аналогичные от элементов зенитной ракеты. У Блогера есть связи с Воздушно-космическими силами РФ, его пост, возможно, дал "отмашку" на обнародование других видео с такими же повреждениями борта и левого крыла. Поэтому версия с украинским дроном, которую пытались запустить российская пропаганда, была быстро признана недостоверной.
Самолет без курса
Самолет направлялся из Баку в Грозный. В западных СМИ обращают внимание на показания тех пассажиров, которые остались живы, а также на видеодоказательства небольшого числа и на достоверные записи переговоров пилотов, появившихся в сети.
Согласно им, пилоты сообщили сначала об отказе обоих GPS и тогда же попросили сопровождения в другой аэропорт, поскольку аэропорт Грозного отказал в посадке. Пилоты хотели повернуть в Баку, однако диспетчеры предложили Минводы. Пока продолжались переговоры, борт, по словам одного из пилотов, потерпел удар, из-за чего отказал один из двигателей. Пилот предположил, что это были птицы. Самолет не смог выполнить маневр поворота на Минводы. Вдруг пилот сообщает диспетчеру, что на борту "все хорошо". Диспетчер замечает – плохо слышно. Именно после этого сообщение AZAL исчезает с радаров на долгих 37 минут, после чего, появляется у Актау, трижды пытается сесть, теряет управление и разбивается.
Telegram-канал "ВЧК-ОГПУ", близкий к российским спецслужбам, утверждает, что самолет был атакован ПВО одной из воинских частей Наурского района Чечни, лояльных главе Чечни Рамзану Кадырову.
Кадыров VS Кремль
Политический эксперт Юрий Романенко, комментируя сообщение Orda.kz о предполагаемом взрыве на борту кислородного баллона, отметил: "Похоже, взорвался баллон по имени Рамзан, что пришлось отправить самолет через Каспий в надежде, что он упадет в него".
Этому помешал профессионализм пилотов. Следовательно, настоящие причины трагедии понемногу выходят наружу.
"Можно наверняка утверждать, что криворукое российское ПВО сбило самолет", - констатирует народный депутат Алексей Гончаренко.
В российских пабликах около полудня 26 декабря начали появляться версии о закрытии аэропортов региона из-за атаки украинских дронов, в том числе и на Чечню: диспетчеры и военные действовали строго по инструкции, самолету, мол, просто не повезло.
Племянник и глава Совбеза Чечни Хамзат Кадыров отрицал вероятность повреждения самолета БпЛА или ракетой ПВО, потому что "все сбито". Однако во второй половине дня 26 декабря Рамзан Кадыров, по данным Telegram-канала "Кремлевская табакерка", в узком кругу сказал: "Самолёт в Грозном сбили умышленно. Это не могли нас от БПЛА защитить, а здесь целый самолет сбивают. Это не случайно". Шайтаны хотят ускорить лично мне проблемы.
Источники канала в минобороны РФ предполагают, что дроны в Чечню стали прилетать чаще после конфликта людей Кадырова с людьми олигарха Сулеймана Керимова, которым подыграли российские "силовики", из-за маркетплейс Wildberries.
Политические последствия катастрофы
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил об отсутствии официальных комментариев до завершения следствия, ведущего казахстанскую сторону. Казахстан отказался от помощи и участия России и Азербайджана в следствии.
Жесткая позиция Казахстана свидетельствует о попытке Касим-Жомарта Токаева выиграть что-нибудь от ситуации. Астана ведь помогает Кремлю обходить санкции. В настоящее время развитие этой проблемы для России – в руках Казахстана. "Астана может как обвинить РФ, так и "отбелить" ее", – предположил авиаэксперт Анатолий Кравчинский.
"Катастроф будет больше"
Украинский военный Петр Шуклинов обратил внимание, что авиакатастрофа разрушает миф о безопасном воздушном пространстве России, усердно поддерживавшем Кремль на протяжении почти трех лет войны с Украиной. По его версии, либо ПВО расценили самолет как БпЛА, либо преследовали не самолет, а дрон, который был неподалеку. GPS отказали из-за работы российских средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Ракета от системы ПВО "Панцирь – С1" взорвалась рядом с самолетом.
"Катастроф будет больше. Путин не закрывает воздушное пространство над РФ, чтобы сохранить себе имидж", – предположил он.
Очевидно, что российско-азербайджанские и российско-турецкие отношения ухудшатся, предположил преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Валерий Пекарь. "Это для нас плюс. Летать в Россию теперь равно играть в российскую рулетку. Это тоже плюс. Противоречия между кланами у имперского трона углубятся. Это тоже плюс", - резюмирует он.
"Концы в воду"
Euronews со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана пишет о том, что предварительное следствие пришло к выводу о поражении самолета обломками российской ракеты класса "земля - воздух", выпущенной во время атаки БпЛА на Грозный. На этом трагедия продолжилась, потому что самолету не разрешили сесть в российских аэропортах, пилоты вынуждены были взять курс на Каспийское море. Есть версия, что в Чечне знали о подведении пассажирского самолета и направить его к морю, чтобы "концы в воду".
Разворот Примакова
Ильхам Алиев повторил так называемый "разворот Примакова", когда тот отдал приказ развернуть в Россию свой самолет, которым направлялся в США, из-за обстрела Сербии войсками НАТО, напомнил заместитель главного редактора Espreso TV Игорь Гулик. "Алиев, как и Эрдоган, - восточный тип политика. Он не забудет Путину этого инцидента", - отметил Гулик. Журналист Александр Крамаренко напомнил: после разворота Примакова Россия через несколько месяцев поддержала режим Милошевича, а затем вместо Бориса Ельцина к власти пришел Владимир Путин.
"Разворот Баку еще больше в сторону Анкары – вполне вероятный… А еще этот случай свидетельствует, что иметь дело с Россией – плохая идея. В любых формах. Потому что Россия является источником опасностей", – отметил он.
Комментарии