— За производство аквариумов взялся почти случайно. Мой поставщик обанкротился, и я выкупил у него это дело. Было оборудование, налаженные схемы и 2 работника. Со временем узнал, что они обманывают и крадут. Уволил обоих. Начал подсчитывать и понял, что производство аквариумов почти не окупается. Поднял цену и сразу же потерял оптовых покупателей на одном из столичных рынков, — рассказывает киевлянин 33-летний Павел Пирожок.
— До аквариумного бизнеса я играл на свадьбах, работал фотографом, менеджером по продажам. Впоследствии устроился чистить аквариумы. Получал 3 тысячи гривен в месяц. Потом начал собственное дело — продавал аквариумных рыбок оптом. За день расходилось по 5 тысяч. Одна рыбка, в зависимости от возраста и вида, может стоить от 2 до 500 гривен. Например, обычные гуппи оптом — от 2 до 4 гривен за штуку. А цена селекционных доходит до 300 долларов за одну. Дополнительно стал изготовлять аквариумы.
После начала экономического кризиса рыбок и аквариумы покупают меньше. Я понял, что что-то в бизнесе нужно менять. Предложил услуги по обслуживанию аквариумов. Постоянно имел заказы. Большие офисные и домашние аквариумы нужно чистить, перевозить, ремонтировать, заселять рыбами. Ежегодно добавляется 5 новых клиентов.
Выяснилось, что есть спрос на аквариумы для черепашек. Начали и такие выпускать. На рынке не хватает качественной продукции. А спрос на нее есть. Наш аквариум на 150 литров вместе с тумбой стоит 4,5 тысячи гривен. Можно найти такой за 3,5 тысячи, но плохого качества. Импортный аквариум обойдется в 8–10 тысяч гривен.
Сейчас моя фирма преимущественно обслуживает аквариумы. Параллельно разрабатываем новые модели. Когда кризис закончится, продажи рыбок и аквариумов опять пойдут вверх.
— Свой первый детский центр открыла на окраине Киева, — рассказывает киевлянка 38-летняя Иванна. Фамилию просит не указывать. — Там учили английскому, польскому, китайскому языку, играть на гитаре. Работала школа дошкольного развития, фотостудия, художественная мастерская. Впоследствии оказалось, что на такие услуги нет спроса в спальном районе. Пришлось переехать чуть ближе к центру.
В октябре открыла мини-детсад в одном из новых жилмассивов. Новостройка — элитная, поэтому спрос на такие услуги есть. За месяц родители платят 3 тысячи гривен. Дети учат иностранные языки, работает психолог. Сверхдохода частный детсад не дает. Но теперь я понимаю: даже если бизнес связан с детьми — это все равно бизнес. Нужно все делать с холодной головой.
Комментарии