Швейную машинку "Подольск" киевлянин Владимир Небесный, 71 год, понес ремонтировать в киоск "Швейные машины" на ул. Автозаводской. "Хотел подшить штаны. Подкотушник вывалился вместе со штоком", — жалуется мастеру. Машине двадцать лет, но она стояла без работы.
— Обычная проблема: пластмасса по старости треснула, нужно менять, — объясняет мастер, 56-летний Петр Шпаченко.
Из запасников достает корпус старой машины "Подольск", снимает оттуда держатель для катушки. Просит за него 8 грн, но клиент выторговывает на 2 грн дешевле.
— Запчасти я продаю редко — это дефицит, — говорит Петр. — Старые машинки покупаю, потом ремонтирую и продаю. Временами приносят такое, что только на утиль годится. Например, немецкие машинки "Фиеста". У них пластмассовый механизм. Если какая-то шестерня лопнет — замены нет. Ее детали к другим машинам не подходят.
Швейные машинки Петр Шпаченко ремонтирует 40 лет. В киоске их несколько десятков. Разбирает на запчасти для других машин. Одну разобрал для смазки.
Мелкий ремонт — регуляция натяжения нити, транспортера без замены запчастей обойдется в 25 грн. Может расшататься челнок или нитепритягиватель. Заменить шайбу на маховике будет стоить 35–40 грн. Деталь может стереться от старости. Потому машинку нужно регулярно чистить и смазывать, советует мастер. За серьезный ремонт он не берется. Говорит, себе дороже, потому что запчасти дорогие. Например, замена челнока (механизма под плитой, который вяжет петли) будет стоить половину стоимости машинки.
— Челнок российского производства стоит 30 гривен, но он и месяца не прослужит, — говорит мастер.
Мелкий ремонт стоит 25 гривен
Четыре года тому назад Шпаченко специально ездил в Москву — за шпульными колпачками. На фирменном Подольском заводе, где до сих пор делают "Подольск" и "Чайку", купил 100 штук. Привез домой. 80 оказались бракованными. Потому мастер не берет новые российские детали. Говорит, китайские и тайванские запчасти год-два прослужат. Но подобрать что-то к старым моделям сложно. Самые надежные челноки — немецкие, по 200 грн. Хватит надолго.
Теперь портнихи продают старые модели на запчасти, заверяет мастер. В зависимости от состояния, дает за них 100 грн, а за машины с электроприводом — и 300 грн. Ремонтирует, потом продает дороже. У кого-то дома такая еще послужит после ремонта.
— Швеям выгоднее покупать новую импортную машинку, чем ремонтировать старую, — говорит мастер. — Китайская электрическая — от тысячи гривен. Она окупится за полгода. Поработает два-три года — и можно выбросить. А с новой российской будете иметь постоянно проблемы.
На полках столичного салона-магазина "Зингер" на ул. Тимошенко — китайские "Протекс", немецкие "Зингер" и "Пфафф", японские "Бразер".
— В действительности все сделаны в Китае или Тайване, — говорит директор магазина Владимир Александров, 43 года. — Можно найти машинку и за 450 гривен. Даем один год гарантии. Но прослужит дольше — в зависимости от эксплуатации. Дешевая бытовая машинка при работе по два часа в день прослужит пять-семь лет. В инструкции же пишут: "Для бытового применения. Не использовать в промышленном производстве". На них нельзя шить целыми днями.
Сначала в машинках расшатывается механизм. Дешевые делают из пластмассы. Пыль и грязь попадает в пластиковые шестерни, распирает их — тогда стежок портится. Отрегулировать и почистить машинку стоит от 30 грн. Если в корпусе появятся зазоры, тогда ремонт невозможен.
Сколько стоят старые швейные машинки с электрическим приводом, грн
Подольск 132 (СССР) — 300
Подольск 142 (СССР) — 320
Чайка III (СССР) — 250
Чайка 142м (СССР) — 350
Мальва (СССР) — 250
Некерманн (Германия) — 250
Науманн (Германия) — 600
Веритас-автомат (Германия) — 500
Комментарии
3