– Катюша, будет минутка – помоги мне, – каже хазяйка квартири, в якій орендую кімнату.
80-річна Надія Іванівна родом із міста Карпінськ Свердловської області Росії. Працювала вчителькою математики два роки після інституту. В 25 переїхала в Київ до сестри. Тут вийшла заміж, отримала квартиру, народила дочку й розлучилася. До пенсії вчителювала.
– Хочу письмо отправить премьер-министру Гройсману. Уже написала, только вот на русском. Переведи, пожалуйста.
– Та це ж негарно чужі листи читати, – віджартовуюсь. – Може, у вас там щось особисте.
– Почти угадала. Я же не просто так, а в ответ. В ящике его письмо нашла. В нем рассказывает, сколько для пенсионеров сделать собирается. Хороший человек, почему не поблагодарить, – говорить Надія Іванівна.
Читаю лист: "Хочу поблагодарить Вас за заботу. Жду, когда реформы заработают. А то из мяса на свою пенсию только жопку от курицы и могу купить. Не самая вкусная, знаете ли, штука. Вся надежда на Вас, дорогой Владимир Борисович".
А ще – скарги на політиків, що чубляться і нічого не роблять. Окремо відзначила запійного фрезерувальника, який уночі з ножем ганяє дружину. Загалом три сторінки.
– Думаєте він щось змінить? – запитую хазяйку, поки перекладаю.
– Думаю, да. Один раз в жизни во власти разочаровалась. Было мне 8 лет. Шел 1946-й год. Только-только после войны дышать начали. Я в школу пошла. Однажды возвращаюсь, а у нас мужчины какие-то весь дом вверх дном переворачивают. В форме – власти, значит. Унесли два мешка картошки, рубанок и швейную машинку. Сказали: "На государственные нужды". У нас-то и брать больше нечего было. Рубанок был не нужен – отец с войны не вернулся. Картошка – дело наживное. А вот машинка была кормилицей. Нас у мамы шестеро было. Только за счет ее шитья и жили. Плакала тогда, на чем свет стоит. Решила: Сталину напишу. Он нас в беде не оставит, – Надія Іванівна розмочує хліб для голуба, що прилітає щоранку на її підвіконня.
– Написали?
– Да, и отправила. "Красная площадь, дом 1", – вывела и на почту отнесла. Только он не ответил. Ту зиму не вся семья пережила. Валера и Сережа, братья мои младшие, заболели и умерли. Я совсем духом упала. А весной у нас по улице начали яму рыть, длинную такую. Оказалось – водопровод. Поняла, что не зря мы стране помогли. Вот и она нам помогает
Комментарии
1