В Минске договорились создать "площадку для прямого обсуждения двумя сторонами конфликта тем, которые требуют урегулирования". Руководитель Офиса президента Андрей Ермак и второй украинский президент Украины Леонид Кучма согласились искать решение, как завершать войну на Донбассе, с представителями террористических Л/ДНР. Протокол заседания Трехсторонней контактной группы обнародовали СМИ.
- Согласовали общий надгосударственный орган управления Украины, который будет работать в Минске. В него входят по 10 представителей Украины и 10 представителей так называемых Л/ДНР, а также Франция, Германия, ОБСЕ и Россия будут иметь совещательный голос. Этот орган будет нарабатывать рекомендации к решениям, которые должна будет принимать Украина, - объясняет Gazeta.ua политолог Михаил Басараб, 42 года.
Говорим о сути решения, выгоде России, вероятной реакции западных партнеров и последствиях от ситуации для украинцев.
Что означает введение этого Консультативного совета?
- Решение этого органа будут иметь рекомендательный характер, но само согласие украинской делегации на такое предложение недопустимо и противоречит национальным интересам. Также международному праву и историческим фактам. Эта договоренность усиливает тезис о внутриукраинском конфликте. О том, что на Донбассе происходит вооруженная агрессия не России против Украины, а между Украиной и какими-то восставшими республиками. Согласившись на это, Украина фактически помогает России избавиться от ответственности за эту агрессию против Украины, переложить всю ответственность на Украину и при этом наделить себя статусом наблюдателя за процессом решения проблемы. Нет никакого сомнения, что инициатива принадлежит России. Основная цель - вывести Россию из статуса участника вооруженного противостояния на Донбассе.
Участие в этом закрепляет признание Украиной внутреннего конфликта и древнее кремлевское клише, что путь к решению этого конфликта лежит только через внутриукраинский диалог.
В этом заключается хитрый финт российской дипломатии - создать стратегическую проблему вооруженной агрессией и оккупацией. Далее навязать участникам переговорного процесса долгий и сложный путь решения
Как эта платформа будет сосуществовать с установленным нормандским форматом урегулирования тех же проблем?
- Подписанное в Минске - это попытка перенести нормандский формат на другую переговорную площадку. Таким образом этот Консультативный совет должен будет со временем собой полностью заменить нормандскую встречу, поскольку привлекает всех ее участников плюс ОБСЕ и представителей самопровозглашенных республик. Такой формат несколько меняет статус участников переговорного процесса: Германия, Франция и Россия, якобы, отводятся в сторону. Основная переговорная нагрузка ложится на Украину и представителей республик. В этом заключается хитрый финт российской дипломатии - создать стратегическую проблему вооруженной агрессией и оккупацией. Далее навязать участникам переговорного процесса долгий и сложный путь решения этой проблемы малыми шагами. Все, чтобы погрузившись в тысячи деталей переговорного процесса, его участники потеряли его стратегическое видение - кто агрессор и кто должен понести ответственность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Точно не состоится: нормандский саммит отложили в долгий ящик
Что теряет Украина в таком случае?
- Идя под эгидой Трехсторонней контактной группы в Минске и предоставляя этой площадке дополнительные полномочия, Украина отдаляет момент деоккупации Крыма и дополнительно легитимизирует Минские договоренности. Давно понятно, что последние вымышлены Кремлем для того, чтобы утвердить позицию гражданской войны. Такой подход отдаляет от решения проблемы Донбасса и Крыма. В Минске о Крыме не шла речь и идти не будет. Порошенко втянули в предыдущие договоренности. Но имеем дело с выходом этого абсурда на новый этап.
Это фактически "джентльменские договоренности". Решение о создании Консультативного совета, если его не ратифицирует Верховная Рада, и собственное решение этого совета не будут иметь статуса международных обязательств Украины. Украина сможет в любой момент отказаться. Но по сути и Минские договоренности не имели такого статуса, однако до сих пор пожинаем плоды.
Какую позицию, скорее всего, займут западные партнеры?
- Окончательно документ о создании такой платформы готовятся принять 25 марта. Должны еще согласовать с ОБСЕ и остальными участниками процесса. Россияне выбрали самое подходящее время - экономический кризис, индексы на фондовых рынках падают, коронавирус, сирийские беженцы на границе Турции с Грецией. Европа в шоке, а здесь ее лидерам подбрасывают предложение решения одной из проблем. К тому же на него уже согласилась Украина. Почему бы тогда президенту Франции и канцлеру Германии на это не пойти?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вятрович написал на Кучму и Ермака заявления в СБУ, НАБУ и ГБР
Как будут развиваться события дальше?
- Никаких быстрых решений там не примут. ЛНР и ДНР будут требовать всегда большего, чем то, на что готов Зеленский с Ермаком. И этот Консультативный совет станет генератором постоянного хаоса, нивелирования авторитета Украины на международной арене и недоверия в обществе.
Россия не намерена мириться с Зеленским. Не хочет делать из него президента, который на белом коне привезет Украине мир.
Сначала эта площадка займется обсуждением деталей. Заметим, как за несколько месяцев Россия окончательно перестанет фигурировать в общем дискурсе как агрессор, оккупант. Отойдет на задний план и окончательно приобретет статус наблюдателя. А Украина утонет в переговорном процессе с Л/ДНР с непредсказуемыми последствиями. Война будет продолжаться. Зеленский будет демонстрировать несостоятельность решить конфликт. С ним не будут встречаться лидеры "нормандской четверки". Это ударит по его статусу, рейтингу, возмутит украинское общество. Это путь к настоящему гражданскому противостоянию. А это то, чего хочет Россия.
Почему украинская власть соглашается на это?
- Зеленский - неопытный политик. Воспитанный в советском духе, что украинцы с россиянами - братские народы. В его мировоззренческой матрице не укладывается словосочетание "Россия - враг". Не рассматривает, что Россия заинтересована в уничтожении украинского народа и Зеленского как политика. Кроме того, в его окружении могут быть люди, сознательно работающие в интересах России. Поэтому для президента могут быть приемлемы подобные решения.
Можно рассматривать ещё две версии такой податливости Зеленского к капитуляции перед России. Второе - личная финансовая зависимость от России или ближайшего окружения. Это совместный бизнес, кредиты и тому подобное. Третье объяснение - наличие компромата в РФ на Зеленского. Спецслужбы используют такой инструментарий для воздействия на политиков, селебрити, известных людей, чтобы потом их принудить к сотрудничеству. Принимая во внимание то, что у Зеленского бизнес и карьера были очень тесно связаны с Россией, он, очевидно, находился в разных компаниях и ситуациях.
Политическое урегулирование должно не начинать завершение войны, а быть финальным этапом возможных договоренностей с Россией
Как должно реагировать сейчас гражданское общество?
- Стратегическая задача - не допустить принятия соответствующих решений украинским парламентом, президентом и правительством. Есть опыт использования законного права на протест, когда власть становилась на откровенно предательский путь. Надо выходить на мирные акции протеста. Недостаточно возмущаться только в соцсетях или за столом в компании родственников и друзей.
Часто президент апеллирует к социологии, что украинцы хотят мира. Это манипуляция. Все согласны, что украинцы хотят мира. Но надо понимать, каким образом. Социологи дают и на это ответ. Если проанализируем эти данные, то абсолютное большинство граждан не поддерживают капитуляции.
В столице и других городах общественные движения неоднократно проводили акции. Когда собирается 20-25 тысяч человек, это впечатляет. Но все равно дает основания таким, как Сивохо и подобным говорить, что сопротивление действиям власти оказывает воинственное меньшинство. Должны показывать, что нас - большинство.
В договоренностях речь идет о политическом урегулировании, а никак не прекращении огня на Донбасе. На период этих решений будет затишье или, наоборот, Россия может активизировать боевиков?
- В этом заключается лукавая хитрость переговорного процесса с 2014 года. Даже в предыдущих Минских договоренностях первым пунктом является вопрос прекращения огня. Но этого Россия не придерживалась и соблюдать не будет, поскольку применяет эскалацию конфликта как принуждение к уступчивости Украины и западных коллег.
Есть два принципиально разных подхода. Россия предлагает политическое урегулирование, несмотря на обстрелы мирных территорий и преследования жителей, гибель украинских военных, наличие пленных и применение пыток к ним.
Украина должна требовать другого подхода. Политическое урегулирование должно не начинать завершение войны, а быть финальным этапом возможных договоренностей с Россией. Сначала должны прекратить огонь. Далее вывести войска за пределы Украины. Дать возможность Украине восстановить контроль над границей, возместить убытки за оккупацию. Тогда можно обсуждать вопросы политического урегулирования. Выборы на этих территориях и другое - внутренние проблемы Украины, которые будут решать без посредничества России.
Консультативный совет с представителями ОРДЛО будет выполнять совещательные функции. О признании боевиков так называемых ЛНР и ДНР как субъектов переговоров речь не идет. Об этом сказал руководитель Офиса президента Андрей Ермак на брифинге в перерыве заседания СНБО.
Комментарии