Мнения в издании The Guardian обозреватели Шарлотты Хиггинс
В городском саду имени Шевченко в Харькове есть новый мемориал детям, убитым российскими захватчиками. Бронзовая композиция, официально открытая этим летом первой леди Еленой Зеленской, изображает парня и девушку в образах ангелов, которые, вероятно, отправляются в крылатое восхождение в небо. По моему вкусу, это триумф китча, сентиментальность которого не соответствует глубоким вспоминающим трагедиям. И все же, когда я посетила ее, у основания статуи были небольшие игрушки – доказательство, что многие люди не соглашались с моим мнением.
Ландшафт памяти в Украине меняется. С одной стороны, история быстро переоценивается. В то время как многие общественные скульптуры в столице и других городах завалены мешками с песком и защищены от ракет, Пушкинопадом называют неуклонное свержение статуй русского поэта с украинских улиц и площадей. В течение последнего столетия автора "Евгения Онегина" настолько тщательно присваивали как метоним к "русскому миру" и так последовательно инструментализовали как маркер российского могущества и влияния, что он испытал неприязнь в новых украинских законах о деколонизации. Пушкинский парк в Киеве, например, сейчас стал парком Ивана Багряного – украинского прозаика и диссидента ХХ века.
Когда в октябре прошлого года крылатая ракета попала в перекресток в центре Киева, убив нескольких человек, покрытое кратерами шоссе отремонтировали за 48 часов, оставив черный квадрат на дороге.
С другой стороны, недавнее прошлое толкает вперед со всем его горем, внутренней потребностью в трауре и настойчивым требованием памяти. Когда убивают людей и калечат города, понятной тенденцией в Украине является как можно быстрее латать городскую среду, хотя может показаться странным, когда внешние признаки насилия убираются настолько решительно, что не остается никакого следа. Вы можете легко представить, что здесь ничего не произошло. Когда в октябре прошлого года крылатая ракета попала в перекресток в центре Киева, убив нескольких человек, покрытое кратерами шоссе отремонтировали за 48 часов, оставив то, что изначально было очевидным черным квадратом на дороге. Теперь это место превратилось в почти незаметное пятно на асфальте. Каждый раз, когда проходила мимо него, делая репортажи этой осенью, думала о бездонном таинственном "Черном квадрате" - работе великого украинского художника Казимира Малевича.
Но все равно в условиях, когда дезинформация российской пропагандистской машины распространена, украинцы находят все более изобретательные способы передавать с неопровержимой точностью мрачную реальность того, что "все произошло именно здесь". Ирпень - город возле Киева, оккупированный в начале полномасштабного вторжения и ставший ареной ужасных убийств, является родным городом Артема Иваненко, специалиста по визуальным эффектам для кино и телевидения. Однако в последнее время он погрузился в фотограмметрию, использующую тысячи фотографий для создания высокоточных 3D-карт пространства. Он использовал эту технику для построения чрезвычайно подробных, несомненно точных цифровых моделей поврежденных зданий перед их ремонтом. По его словам, это отчасти вопрос сбора доказательств, а отчасти "сохранение в памяти произошедшего". Его образы легли в основу увлекательной инсталляции, которую в этом году можно увидеть на Каннском и Лондонском кинофестивалях – это новый способ показать последствия войны посторонним. В его работе сбор свидетельств и сохранение памяти вместе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Московский механизм" и объединение республиканцев с демократами: Карпентер о том, чего ждать Украине
Пока война продолжается, украинцы строят мемориалы погибшим. В Виннице в июле 2022 года при обстреле центра города погибли 29 человек. Только через год был открыт мемориал. Каждую жертву символизировал голубь.
"Мне это не нравится как искусство, но людям сейчас что-то нужно и они не могут ждать. Это война, в которой нам пришлось воевать в кроссовках, а не военных ботинках. У нас не было роскоши лишнего времени и подготовки", - говорит мой друг из Винницы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Можем получить "черную дыру" на Ближнем Востоке" – Сергей Данилов
В Ирпене идет общественная дискуссия о том, как почтить тамошние события. Киевская архитектурная студия "Бюро Балбек" предложила стабилизировать развалины разрушенного моста через реку Ирпень, оставив их на месте рядом с новой заменой, новым мостом. По словам архитектора Славы Бальбека, а также добровольца в ВСУ, идея в том, чтобы "сохранить фрагмент войны". Но эта идея не была популярной, и нет ближайших планов ее реализации.
"Мне одна женщина из Ирпеня сказала: "Я живу в полуразрушенном доме, и я не хочу видеть разрушенный мост", – говорит он.
В селе Каменка возле Изюма меня поразил мемориал украинскому воину, погибшему на этом месте в 2022 году. Он состоит из цветной распечатки А4 его портрета вместе с его именем и датами жизни
Для меня наиболее значимыми и трогательными мемориалами в Украине импровизированные, непостоянные и спонтанные. В крохотном селе Каменка возле Изюма меня поразил мемориал Максиму Бугире – украинскому воину, погибшему на этом месте в 2022 году. Он состоял только из цветной распечатки А4 его портрета вместе с его именем и датами жизни, заправленными в прозрачный файлик и прикрепленными к телеграфному столбу. Сверху висит украинское знамя, а внизу пара свечей. Крестьяне заботятся об этом месте и уважительно относятся к его имени, признавая, что он воевал за них и их дома. Его братья по оружию приходят сюда, чтобы отдать ему дань памяти.
Такой же неформальной, такой же искренней является святыня, которая возникла на месте ресторана Ria Pizza в Краматорске, который был уничтожен 27 июня в результате ракетного удара, в результате чего погибли, среди прочих, писательница Виктория Амелина. Здесь люди оставили фото, цветы, свечи и даже чашки для кофе эспрессо и сигареты для убитых официантов – память о маленьких ритуалах, которые коллеги когда-то делили между переменами. В таких быстротечных данях нет величия или претенциозности. Но есть достоинство и любовь.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии