
Юрия Губского, 58 лет, на рыбацком рынке возле станции метро Днепр, который в народе называют "Бухарой", отыскать очень просто. Смотрите, где самая большая очередь, или ищете вывеску "Мастырка у Юры".
- Да это у меня не реклама, а такой своеобразный маячок, — отмахивается пан Юрий. — Чтобы жены, которых мужья посылают по корм, могли меня легко найти.
Уже 25 лет Юрий вместе с женой Валентиной, 55 лет, продает наживку, которую рыбаки называют "мастыркой". Наживку готовят, разминая разваренный горох и манку. В клейкую, похожую на тесто, массу добавляют масло и еще что-то. Что именно, вам никто не скажет, потому что это - рыбацкий секрет.
— А-а-а, в выходные к нему еще и очередь нужно выстоять! Я покупаю только у Юры, — говорит киевлянин Владимир Рыжко, 45 лет. — Беру порцию себе да еще три - для знакомых. На Юрину приманку рыба точно словится.
На "Бухаре" о Губском ходят легенды. Говорят, будто рыбаки как-то решили провести эксперимент: сели рядом и ловили рыбу на мастырку, купленную на рынке у разных умельцев. Ни на какую, кроме Юриной, рыба не пошла. Слушая такие истории, Юрий только улыбается и щурит светло-серые глаза. Будто стесняясь, постоянно пытается поправить непослушные седоватые волосы.
— Да он душу вкладывает в эту мастырку, — полушутя полусерьезно выкрикивает покупатель Олег Гурин, 32 года.
Ни на какую мастырку, кроме Юриной, рыба не пошла
Пока с ним говорим, краешком глаза вижу, как Юра насыпает в пакет червяков, посыпает сверху каким-то зельем и... подмигивает им. Закрыв пакет, передает его рыбаку. Я чуть сознание не потеряла.
У Юры можно купить разные наживки для рыбы. Но больше всего хлопот с мастыркой. Чтобы приготовить ее, семья Губских ежедневно встает в три утра. В 5.30 супруги уже на рынке. За день у них раскупают больше 10 кг рыбьих приманок.
— Вы не представляете, сколько мы испортили кастрюль, пока научились делать ее, — вспоминает Валентина. — Это не так просто, есть свой семейный секрет. Постоянно придерживаемся сложной системы приготовления: аромат, цвет, вязкость. Потому что мы отвечаем за качество.
— Да какая там мастырка? Просто у меня — легкая рука. Это как колдовство. Сам не знаю, но во мне что-то есть, — вдруг говорит Юрий. — Хотя бы раз человек у меня возьмет — больше ни к кому не пойдет.
Губский — заядлый рыбак. Вырос у реки в маленьком селе на Сумщине. Знает, на что рыба идет и как ее нужно брать.
Плотва, говорит, порвет удочку, если услышит запах чеснока. Но добавляет: в каждом водоеме свои вкусы. Поэтому перед тем, как продавать наживку, долго расспрашивает, куда и на какую рыбу выбирается клиент. У Юры можно узнать и о местах хорошего лова. Клиенты сами ему рассказывают, где лучше клюет. В специальном альбоме он хранит фото самых крупных рыбин, которые поймали его постоянные покупатели.
— Верю только таким "вещественным доказательствам", потому что все, что рассказывают на словах, — ничто! Рыбаки — как охотники. Поймают маленькую, а расскажут — сами знаете, — показывает руками.
Это как колдовство. Сам не знаю, но во мне что-то есть
Говорят, к Губскому на "Бухару" постоянно приезжают известные и влиятельные украинцы. Сам он отказывается называть кого-либо и снова прищуривает глаза.
— Да у него даже Кучма покупал! Правда, приезжал не сам, а охранников своих посылал, — шепчет мне Валентина.
Сейчас среди постоянных покупателей появилось много женщин. Их Юрий называет настоящими рыбачками и очень интересными собеседницами.
На рыбу продавец мастырки ходит лишь поздней осенью. Потому что когда он едет на реку, киевские рыбаки сидят дома и ждут его возвращения.
Клиенты снова отвлекают Юрия от разговора. А его жена шепчет мне на прощание:
— Я по секрету вам скажу: это я начала готовить мастырку, и рецепт тоже выдумала я. Просто у женщины рыбаки так не покупали бы. Не доверяют.
Комментарии