С началом полномасштабного вторжения России и частых ракетных атак врага украинцы переосмыслили уровень безопасности своего жилья. Большие панорамные окна, а также ранее популярные квартиры на последних этажах высоток с прекрасными видами на город стали одними из самых уязвимых мест при угрозе атак с воздуха. За три месяца архитекторы проанализировали типы разрушений зданий и готовы в дальнейшем проектировать сооружения с учетом угроз войны.
Gazeta.ua расспросила столичного архитектора Александра Столового, как изменится жилье украинцев.
СТРОИТЕЛЬСТВО С УЧЕТОМ УГРОЗЫ ВОЙНЫ
"Современные войны не создают безопасного места нигде – ракеты прилетают по всей Украине. Заботясь о безопасности, должны не забывать о комфортных условиях. Потому что в этой войне мы победим, жизнь вернется в свое русло и нужно сделать так, чтобы украинцы, выехавшие за границу – тоже захотели вернуться в свои города. Для этого их жилье должно быть безопасно и комфортно. Поэтому согласен с фразой датского архитектора и консультанта по городскому дизайну Яна Гейла - "Города проектируются для жизни, а не для войны". Мы должны об этом помнить", – говорит Александр Столовый.
Новые нормы строительства с учетом угрозы войны не должны усугублять качество и комфорт жилья.
"Система безопасности, которую нужно принять, не должна нарушать ежедневный комфорт. Можно улучшать жилье, предлагать новые нормы, защищать людей во время войны, но безопасность не гарантируется односторонними строительными и архитектурными решениями. Она еще характеризуется охранными системами. Этот момент более важен", - говорит архитектор.
Можно улучшать жилье, предлагать новые нормы, защищать людей во время войны, но безопасность не гарантируется односторонне строительными и архитектурными решениями
Считает, что целесообразным будет строительство построек до девяти этажей.
"Это оптимальная высотность для комфортной плотности проживания в городской среде и возможности эвакуироваться. Не думаю, что экономически застройщики пострадают, если будут строиться с такой этажностью", - говорит Александр.
Меньшее количество этажей позволит жителям быстрее эвакуироваться по лестнице, когда не будут работать лифты из-за отключения электроэнергии. Также это увеличит шансы на спасение пожарными, если будут разрушены лестницы или заблокированы эвакуационные выходы. Например, в Киеве много 25-этажных застроек и только две пожарные машины способны подняться на соответствующую высоту. Лестницу лучше встраивать в дом. Она безопаснее чем те, которые имеют выход на наружный балкон.
"Можно увеличить плотность застройки. Если ракета прилетит во двор, то она уничтожит меньшую площадь фасадов. А первые приближенные дома примут взрывную волну и все остальное останется целым. Но опять-таки подчеркиваю, что невозможно только урбанистическими и архитектурными решениями сделать город безопасным". Должна быть система защиты от прилета ракет".
Не стоит отказываться от остекленных фасадов. Их можно делать из закаленного стекла. Когда такое разбивается, то не разлетается на осколки, а на мелкие кубики, которые менее травматические. Или можно устанавливать многослойное стекло, имеющее проклейку пленкой внутри и при повреждении удерживает куски типа как лобовое стекло в машине. Также больше внимания будут уделять строительству подземных паркингов, которые будут служить укрытиям.
БЕЗОПАСНАЯ КОМНАТА В КАЖДОЙ КВАРТИРЕ
"Уже на сегодняшний день происходят определенные изменения в нормативных вещах по строительству на более локальном отношении. Например, во Львове местный совет принял уточнение норм безопасности - в каждом доме должно быть укрытие, а в квартире safe-room. Эти нормы несут рекомендательный характер", – рассказывает Александр Столовый.
Согласно рекомендациям, в квартире должна быть безопасная комната площадью минимум 9 кв. м с окном на высоте 1,5 м от пола.
"Соответственно, если это однокомнатная квартира, то спальня будет иметь окно, к которому нужно будет разве что по лестнице подниматься. В таких домах вряд ли будет жить комфортно. Мы можем закладывать в проекте комнаты-хранилища, но гарантировать, что владельцы квартиры их оставят, мы не сможем. Опыт с перестройкой балконов и лоджий показывает, что людям в приоритете комфорт. Должны посмотреть на общий рынок. Мы все уходим в Европу, заявляем, что мы европейская страна. Хотим жить в европейской семье, а это значит - открытый рынок. Мы входим к ним и становимся единым пространством. И если во Львове будем делать окна в высоте 1,5 метра от пола, то явно в Кракове будут лучшие квартиры. И если хотим, чтобы наши люди вернулись из Европы домой, должны спроектировать достойное жилье", - говорит Столовый.
Отмечает, что стоит строить сразу постоянное жилье для лиц, потерявших жилье в результате военных действий.
Они не должны проживать в этих "гетто районах", в которые превращаются эти контейнеры через несколько лет
"Ничего временного в жизни не существует, соответственно жилья тоже. Есть качественное и некачественное жилье. Использование слова "временно" - это манипуляция. И пример тех же контейнеров, которые поставили в 2014 году для перемещенных лиц из Донбасса, которых селили в Харькове. Это строительство жилья для пострадавших после войны в Украине будет масштабным, но в стратегии нашей компании оно не должно быть одноликим. Оно должно быть немного экономичнее жилья, которое есть на рынке, но это точно не должно называться кратковременным или срочным. Люди должны получить достойные дома и не чувствовать себя хуже других, им и так от жизни сильно досталось. Они не должны проживать в этих "гетто районах", в которые превращаются эти контейнеры через несколько лет", - добавляет Александр.
ОДНОТИПНЫЕ ПАНЕЛЬКИ В ПРОШЛОМ
Недавно президент Владимир Зеленский, комментируя восстановление Харькова, поставил под сомнение стоит ли возводить панельные дома, которые украинцы часто называют "панельки". Это вызвало некоторую дискуссию в обществе.
"Панельные дома до сих пор собирают в районных центрах. Это потому, что это супердешевый вариант строительства, но это не о качестве в перспективе. Президент озвучил общую тенденцию о том, что не нужно повторять ошибки. А ошибка была в том, что это было безликое и массовое строительство. В панельных микрорайонах теряется чувство особого места, родины", - говорит архитектор.
При строительстве следует учитывать зарубежный опыт.
"Панельное строительство за рубежом не остановилось в развитии, в отличие от советского опыта. В Европе оно приобрело следующий этап развития - фасадные части зданий, выполненные на заводе, монтируются, а затем облицовываются в разный цвет и штыб. Соответственно архитектура не теряет качество, происходит только ускорение строительства. Это делает экономическое жилье, тратится меньше человеческого ресурса на строительство. В Советском Союзе сделали панельное строительство массовым. Этим закрыли вопросы переселения людей из сел во время большой урбанизации. Сейчас панельки уже сносились. И если война досталась именно этим районам, уничтожив все, то это повод как раз пересмотреть подход к застройке. И не повторять советские ошибки", - говорит архитектор.
Подчеркивает, что строительство не должно стать массовым и идентичным.
"В восточной Германии все панельные районы перестроили. Им было это проще сделать, потому что жилье не было приватизировано. Они постепенно людям давали другие квартиры и вопрос переселения намного проще решился, чем у нас. Нам практически нереально расселить девятиэтажку, потому что с каждым владельцем квартиры нужно будет заключить договор, решить все юридические вопросы. Это сложно технически", – говорит Столовый.
Считает, что архитекторы должны прислушиваться к мнению граждан, которым строят жилье.
В результате есть кондиционер на фасадах, забором обнесены жилые комплексы. Потому что жизнь исправляет недоработку проектирования архитекторов или проектной среды
"У проектного сообщества есть небольшая проблема. Мы воспитаны советскими школами проектирования и у нас не принято спрашивать мнение граждан. Да, люди, которым мы проектируем - не являются специалистами в этом деле, чтобы дать нам ответ, что они хотят. Но мы, как профессионалы архитектурного дела, должны расспросить условного клиента и дать ему предложение, благодаря чему его жизнь станет более комфортной. А значит, мы не спрашиваем, а решаем за них. И говорим, что так будет лучше. И в результате есть кондиционер на фасадах, забором обнесены жилые комплексы. Потому что жизнь исправляет недоработку архитекторов или проектной среды. Даже в сегодняшней ситуации нам нужно приучиться прислушиваться к своему народу – должны собрать все исходные данные, сделать аналитику перед тем, как принимать решения", - добавляет Столовый.
600
тысяч квартир нужно для обеспечения жильем 2,1 млн украинцев, которые из-за разрушения жилья или активных боевых действий вынуждены были сменить место жительства. Такие данные привели в Офисе президента.




















Комментарии