В начале ХХ века в Киеве длился строительный бум. Денежные горожане атаковали небогатых владельцев усадьб предложениями продать земельные участки за хорошие деньги. А на купленной земле возводили прибыльные дома: квартиры сдавали в аренду и расходы окупались.
Владельцем усадьбы N15 на Андреевском спуске был иконописец Антон Маленко. С ним начал переговоры строительный подрядчик Дмитрий Орлов. О какой сумме шла речь, неизвестно. Но 1 июня 1902 года земельный участок уже принадлежал Орлову. Он быстро снес избушку-мазанку и флигель-мастерскую и запланировал многоквартирную "высотку".
Извозчики неохотно везли пассажиров на крутой Андреевский спуск. Орлов решил привлечь будущих квартирантов экзотикой. В петербуржском журнале "Строитель" за 1901 год он увидел проект жилого дома для чиновников министерства внутренних дел. Архитектор Роберт Марфельд стилизовал его под средневековый замок. Проект не реализовали. В Киеве таких домов-замков не было, поэтому Орлов "содрал" идею. Приспособил проект к рельефу крутого Андреевского спуска и упростил фасад, чтобы уменьшить смету.
Строительство начал без согласования с городской управой. Потому что разрешение мог получить только автор проекта, имевший диплом Императорской академии искусств. Заявить, что проект краденый, Орлов не мог. Поэтому дал взятку приставу полицейского участка. А тот, ежедневно осматривая территорию, "не замечал" строительства.
За последние месяцы работы Орлов не рассчитался со строителями. И под вечер 24 марта 1904 года замок загорелся. "От дома, — сообщал газетный репортер, — остались лишь почерневшие и треснувшие капитальные стены". Такой была месть за невыплаченную зарплату. Только тогда в городской управе вспомнили, что не давали разрешения на сооружение. Орлов замял скандал. Взятка "родителям города" была такой, что его удостоили звания почетного гражданина Киева.
Восстановительные работы завершились в 1905-м, и в киевской газете появились объявления о сдаче жилья в "рыцарском замке". Желающих были достаточно. Но вскоре квартиранты начали жаловаться, что в краеугольной башне дома по ночам кто-то рыдает, а после безумно смеется. А в печной и вентиляционной трубе, едва за окном вздымается ветер, начинает что-то ойкать. Распространились слухи, что в замке поселилась нечистая сила. Жильцы начали разбегаться, Орлов нес убытки.
Плохая слава дома привлекла киевских художников. Те быстро заселили опустевшие квартиры. В одну из их въехал и профессор Духовной академии Степан Голубев, который и победил "нечистую силу". Он обнаружил, что в печную трубу рядом с вытяжными отверстиями вмурованы горшки, имитирующие стоны и завывания. Это была еще одна "благодарность" Орлову от строителей за невыплаченные деньги.
В сентябре 1908-го владелец взял кредит на 87 тыс. рублей под залог замка. Деньги вложил в выполнение подотряда на обустройство земляного полотна Амурской железной дороги на Дальнем Востоке. 1 августа 1911 года близ города Благовещенска Орлова убили.
Вдова, оставшись с пятью детьми, продала замок. За девять лет дом трижды менял владельцев, потому что не давал прибыли. А в 1920-м его национализировала советская власть. В течение шести десятилетий здесь была коммуналка. В 1983-м жильцов отселили, а капитальный ремонт длится до сих пор.
В 2009-м члены "молодой команды" Леонида Черновецкого задумали превратить памятник архитектуры в "имущественный комплекс" с бутиками,бассейном и саунами. Согласно документу, земельный участок площадью 0,062 га планируется передать "для реконструкции с реабилитацией застройки исторической усадьбы в аренду на 50 лет оффшорной компании.
Комментарии
3