Украинские историки имеют все больше хлопот в работе с архивными документами, утверждают ученые Центра исследования освободительного движения. Об этом они заявили на круглом столе во Львове . Украинские архивы сами создают немало проблем с допуском к документам, не позволяют их копировать и даже берут за это деньги. В архивных учреждениях даже предусмотрены специальные таксы на такие случаи. Вместе с тем, многие документы просто скрывают. То, что уже исследовали с 2008 года, закрыли после 2010-го. На все запросы не реагируют.
"В таких ситуациях правомерно обращаться в суд", - говорит Игорь Кулик, эксперт ЦДВР, - Именно суд может оценить, справедливо ли архив отказывает вам в доступе к материалам или запрещает их копировать. Это уже последняя мера, однако не надо пренебрегать ею".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из-за нового закона архивы, созданные после 1946 года, окажутся под угрозой
"Мы имеем также существенные проблемы с сохранностью материалов", - утверждает Вятрович, глава ЦИОД. - Мы собирали материалы о первых заседаниях Народного руха Украины. Оказалось, что ни записей, ни документов, ни фотографий практически не осталось. КГБ в начале 90-х годов вывезло в Москву или уничтожило большинство дел украинских политзаключенных и следы преступлений в Украине. Сами ветераны КГБ рассказывают, что до 1991 года таких дел были тысячи - и их вывезли в Россию. Уничтожение документов о преступлениях коммунистического режима практиковали даже во времена независимости Украины. Уничтожали то, что не успели уничтожить в начале девяностых ", - рассказывает Вятрович.
"Отдельные документы, связанные с командиром Украинской повстанческой армии Романом Шухевичем, исчезли уже во времена независимости Украины", - говорит он.
В 2010 году руководство государственными архивами поменялось. Назначили представителей Коммунистической партии.
"Теперь, когда к руководству архивами и Институтом национальной памяти пришли коммунисты, доступ даже к тем документам, которые содержатся в СБУ сегодня, вновь закрыт. Ведь люди, считающие, что Советский Союз - это наше все", не заинтересованы в том, чтобы все увидели, что это совсем не так. Что не удалось сделать нам - так это забрать эти архивы из силовых структур. Так сделали везде в восточноевропейских странах. Но в Украине это не удалось. Это можно было сделать только двумя путями . Или специальным законом, предложенным нами в 2008-10 годах. Но тогда он стал жертвой политических договоренностей. Чтобы получить поддержку по голосованию за снятие Стельмаха, тогдашний премьер Юлия Тимошенко вернула коммунистку Ольгу Гинзбург к руководству архивной службой. А та, в свою очередь, сразу отозвала все подобные инициативы. Во-вторых, не существует закона Украины "О реабилитации". Это еще советский закон 1991 года. Так, реабилитация, которая происходит в Украине, рассматривается с точки зрения советского законодательства. Если человек действительно попал туда случайно, его реабилитируют. А если человек боролся с оружием в руках против советской власти, его по тем законом реабилитировать нельзя, он квалифицируется как преступник. И мы имеем ситуацию, когда власть еще смотрит советскими глазами на человека - был ли он преступником или не был. Очевидно, что нужен украинский закон о реабилитации, который будет смотреть с точки зрения независимой Украины на все эти вещи", - добавил Вятрович.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вятрович: "СБУ знает, что возмущение Януковича - это только для прессы"
Украинские исследователи предлагают ряд изменений в законодательство, которые бы улучшили работу историкам и обязали бы архивы выдавать документы о преступлениях коммунистического режима в Украине. Этого же требуют и структуры Европейского Союза.
"Одним из требований резолюции Европарламента к Украине было открытие архивов силовых структур", - говорит Алина Шпак, эксперт Центра из Луцка. - Зато, и в парламенте, и в правительстве, и в Администрации президента нам сообщили, что ни о каком выполнение этого требования речь не идет. Должен быть какой-то подзаконный акт, обеспечивающий это. Но, очевидно, его даже не готовили. И, соответственно, надеяться на изменение этого положения в близком будущем не приходится. Эти оговорки ЕС украинская власть просто проигнорировала".
Комментарии
8