10 марта 225 лет назад родился герой украинских легенд и сказок, подольский "Робин Гуд" Устим Кармалюк.
В переписке Тараса Шевченко Устим Кармалюк (так же, как и Степан Разин) был "славным рыцарем". А в сказке Марко Вовчок он — "смельчак, красавец и умница". За это произведение писательница в 1871 году, то есть через 36 лет после гибели реального Кармалюка, попала в Петербурге под суд. Тот оштрафовал ее "за одобрение такого способа действий, который противоречит установленным у нас принципам собственности". Следовательно, памяти о вожаке "летучего" крестьянского отряда на Подолье 1810–1830-х годов боялись и в "либеральные" времена императора Александра II.
Боялись его, как ни странно, и при советской власти. Хотя еще в 1938 году вышел на экраны фильм о Кармалюке, которого сыграл Александр Хвыля. Был опубликован и сборник документов о его жизни и книга Владимира Канивца в серии "Жизнь замечательных людей". Все равно глубокой правды о Кармалюке нечего было в них искать. Потому что если подавать правду, образ вышел бы довольно-таки кровавым. Один только случай с крестьянином, которого по приказу "славного рыцаря" сожгли живьем, завернув в солому, развеивал миф о нем как защитнике обиженных.
Тем более Кармалюка не афишируют сейчас, во времена нового панства.
Вся правда о нем хранится разве что в кипах документов так называемой Галузинецкой комиссии, которая работала в 1833–1839 гг. Тогда чиновники осели в соседнем с родиной Устима селе и допрашивали непосредственных участников и свидетелей "войны Кармалюка". Опросили около 20 тыс. человек. А в целом к разным формам ответственности по "кармалюковым делам" за 1813–1839 годы было привлечено 2 700 человек. Из трех уездов Подольской губернии действия "украинского Робин Гуда" перешли в Новороссию и Бессарабию.
Неправда о нем начинается от "паспортных данных". В действительности, согласно с церковной метрической записью, Кармалюка звали не Устимом, а Севастияном. В рание христианские времена святого Севастияна сильные мира сего расстреляли из луков, приковав к столбу. Такое впечатление, что чиновники боялись назвать Кармалюка его истинным именем: в документах он проходил и как Августин, и как Устиян.
Устим дважды брал церковный брак, у него было пятеро детей
То же — с фамилией. Говорят, прямые потомки Кармалюка после его смерти должны были изменить фамилию и стали писаться "Карманами". В действительности же они вернулись к родовой фамилии. Дед Кармалюка был Карманом, отец — Карманюком. Причем "карманом" называли не просто карман, а вышитый мешочек, который женщины привязывали к поясу для всяких безделушек.
Кармалюк дважды брал церковный брак, у него было пятеро детей. Нынешние Карманы в селе Кармалюковом — преимущественно прямые потомки его старшего сына от второго брака — Остапа в седьмом-восьмом поколениях. Дочка Настя вышла замуж в соседнее село и изменила фамилию на фамилию мужа. Младший сын Иван погиб в тюрьме, куда попал за причастность к отцовым делам.
Женщины — по крайней мере, по преданию — сыграли роковую роль в жизни Кармалюка.
По одной из версий, в рекруты пан отдал его из-за интриг своей жены Розалии, которой Севастиян-Устим не ответил взаимностью. А погиб он из-за засады в доме Оляны Проциковой, который его пригласил в гости. Село Оляны не такое уже и далекое от Кармалюковых Головчинцев. Говорят о еще нескольких укромных местах в домах вдов и солдатских жен.
После всех арестов, отсидок и побегов на Кармалюке не было живого места. Только на спине — следы от 4000 ударов шпицрутенами и 227 — кнутами. То есть сплошной рубец. А в 1827 году еще и лицо было обезображено тремя клеймами "в.о.р.". Следовательно, можно говорить не так о красоте, как о мужской харизме Устима. "Портрет Кармалюка" Василия Тропинина 1820 года не все признают правдивым. Это скорее всего просто типаж подольского крестьянина. Потому что где, на каких каторжных этапах художник мог писать Кармалюка с натуры? Разве что по рассказам тюремных врачей.
Одни насчитывают четыре побега Кармалюка из Сибири, другие — шесть. Железной дороги тогда не было, автомобилей и подавно. Так что по дорогам империи Устим выходил где-то 15 тыс. км. Убегал через разобранную крышу Папской башни в Каменце, переодевался помещиком и генералом. Даже принимал участие в облавах на самого себя. Знал по крайней мере три языка, кроме родного — польский, молдавский и еврейский. Дали о себе знать годы, когда он был казачком в панском имении и посещение Запада с детьми пана Пигловского.
Спина Кармалюка выдержала 4000 ударов шпицрутенами и 227 — кнутами
Кармалюк соответствовал и панской литературной моде на "благородного разбойника", и казацкому стереотипу характерника. Отсюда взялись и басни о разрыв-траве Кармалюка, что из-за нее рассыпались кандалы, и о нарисованном углем на тюремной стене лодке, которая всплывала просто на воду из-за решеток. Ходили слухи, что Кармалюка убили серебряной пулей, как упыря. Убийца, Федор Рудьковский, вполне мог верить в это древнее суеверие. Впоследствии его вызывали ко двору Николая I и император лично вручил Рудьковскому бриллиантовый перстень и освободил от налогов как выдающуюся личность. А господа в гостиных "гоняли "Кармалюка" на бильярдных столах — была тогда такая игра.
Отряд Устима действовал и как "социальная скорая помощь" крестьянам Подолья против панов, и как средство выяснения отношений между крестьянами-соседями. За первые десять лет деятельности Кармалюка из 35 нападений 24 было совершено на крестьянские хозяйства. В отряд входило довольно много поляков, россиян и евреев, в том числе дворян и шляхтичей. Это была действенная и жестокая "параллельная власть" сельских общин Подолья, всех его слоев, кроме наивысшего.
Головчинцы (в настоящее время — Кармалюково) остались после Устима одним из сел, которые были на подозрении у любой власти. Так, в 1919 году существовала Головчинецкая республика во главе с Трофимом Зозулей. Кармалюковцы и их потомки знали себе цену и знали цену власти.
1787, 10 марта (27 февраля по старому стилю) — родился в с. Головчинцы (с 1955 г.— с. Кармалюково Жмеринского района Винницкой области) в семье Якима Карманюка — крепостного пана Андрея-Иосифа Пигловского
1804 — Устима взяли дворовым в усадьбу пана Пигловского
1806 — женился на Евдокии Ясешеной, родилась дочка Анастасия
1807 — появился на свет сын Иван
1809 — умерла жена
1810 — женился на Марии Щербе
1811 — родился сын Остап
1812 — Устима отдали в рекруты в 4-й Уланский полк в Каменец-Подольском
1813 — убежал из полка вместе со свояком из с. Овсяники Даниилом Хроном; первый арест, 500 ударов шпицрутенами; убегает во время этапа в Крымский штрафной батальон, формирует свой отряд, нападает на усадьбы крестьян Федора Шевчука и Ивана Сала в с. Дубовом, сжигает гуральню пана Пигловского
1817 — второй арест, казнь заменяют 25 ударами кнутом и 10-летней каторгой в Иркутский губернии; убегает из Вятской этапной тюрьмы, возвращается на Подолье
1824 — новый арест, содержание в Литинской тюрьме, неудачная попытка убежать из крепости Каменец-Подольского — Кармалюк ранен в ногу; содержание в одиночной камере Папской башни Каменецкой крепости; наказание кнутами — 101 удар; приговорен к пожизненной каторге в Сибири
1825–1826 — этапирование в г. Тобольск (Россия), побег из г. Ялуторовска Тобольской губернии
1826, лето — находится в Киеве, потом возвращается на Литинщину
1827 — разгром отряда Кармалюка правительственными войсками в селе Кальна Деражня; к судебной ответственности привлечены 750 человек; приговор — 101 удар кнутами и пожизненная каторга — отбывал на Боровлянском стеклянном заводе в Тобольской губернии
1830 — новый побег и возвращение на Подолье; арест в Новой Синяве, пребывание в Литинской тюрьмы
1832 — побег через разобранную крышу камеры
1833, ноябрь — создана правительственная Галузинецкая комиссия для расследования действий отряда Кармалюка в Литинском, Летичивском и Ольгопильском уездах Подольской губернии
1835, 10 октября — шляхтич Федор Рудьковский расстреливает Кармалюка в доме Оляны Проциковой в с. Коричинцы-Шляхови близ г. Деражни во время засады
Похоронен Устим Кармалюк в г. Летичево Хмельницкой области
Комментарии
17