Об истинных причинах возникновения "холодной войны" и сдерживающие факторы рассказал для Gazeta.ua львовский историк Андрей Козицкий.
"У нас принято считать, что "холодная война" началась 5 марта 1946, когда Черчилль прочитал перед студентами в американском городке Фултон публичную лекцию, - сказал историк. - На этой лекции присутствовал тогдашний президент США Гарри Трумэн, в связи с чем лекция имела официальный привкус. В этой лекции прозвучали слова о "железном занавесе", который опустился от Балтики до Адриатики. О том, что восточный блок начинает действовать в том направлении, что вызывает большую заботу. Именно эта спектакулярные лекция считается началом "холодной войны".
Но истинные причины ее начала кроются в телеграмме Джорджа Кэннона своему руководству в Вашингтон.
"Только специалисты по истории дипломатии знают о событии, произошедшем на полторы недели раньше - 22 февраля 1946 американский посол в Москве Джордж Кэннон написал большую телеграмму своему руководству, Государственному департаменту США, - отметил Козицкий. - Эта телеграмма еще называется "длинной телеграммой". Она содержит ровно 8000 слов. Впоследствии идеи этой телеграммы, с разрешения руководства, Кэннон изложил в статье, которую опубликовал в авторитетном международном издании в июле 1947 года, правда, под псевдонимом "Мистер Икс".
Статья Кэннона называлась - "Причины российской поведения".
"В тексте Кэннон отстаивал позиции, что россияне, то есть большевики, никогда не смогут стать на те же демократические позиции, которые исповедуют американцы, - объяснил историк. - Он утверждал, что Советский Союз в последующие годы будет прилагать максимум усилий для распространения своей идеологии, захватывать страну за страной и это большая цивилизационная опасность. Кэннон ссылался на то, что большевики используют старую схему 18 века, которая заключается в распространении русского влияния на соседние страны, и не могут остановиться".
Также Кэннон вспоминал про известное определение немецкого поэта Гете, который сказал: "Русские постоянно учились у Европы, но до конца они не отбывшие курс обучения. Они ученики, сбежавших посередине занятия, но считают себя равными учителям".
"Соответственно это вызывает большую опасность, потому что не усвоив многих демократических идеалов, свобод и идеалов, Россия пыталась строить свой альтернативный вариант мира, - пояснил Козицкий. - И то, что Россия будет такое делать было известно для многих еще до лекции, которая начала "холодную войну".
Соединенные Штаты Америки и Великобританию удерживало от конфликта с Союзом Советских Социалистических Республик вопрос о заключении мирных соглашений с побежденной Германией и ее союзниками. Формирование этих соглашений продолжалось в течение длительного времени.
"В этой ситуации любой трезвый дипломат понимал, что, если рассориться сразу после завершения войны, то из этого могут воспользоваться немцы, японцы и остальные их союзники. И только, как длинные парижские переговоры вышли на финишную прямую, заговорили о "холодной войне", - отметил историк.
Комментарии
20