Около 35 тысяч лет назад доисторические художники и скульпторы открыли для себя женские формы — и с тех пор мир искусства навсегда изменился. Огромное множество найденных с тех пор статуэток из известняка, слоновой кости и глины, демонстрирующих пышные женские формы, позже стали источником вдохновения для Пикассо, Матисса и других гениев. Однако 16 тысяч лет назад формы статуэток резко изменились. Историки и археологи десятилетиями пытаются разгадать эту загадку. Недавно у двух немецких ученых появилось свое мнение на этот счет, представленное ими на Европейской конференции палеолита (European Palaeolithic Conference). По их мнению, эти статуэтки сперва воспевали красоту каждого женского тела, а позже стали просто символами женщины, укрепляющими общение внутри растущей популяции людей.
Конференция проходит в рамках выставки "Ледниковый период" в Британском музее Лондона. На ней представлена вся 20-тысячелетняя история женских фигурок и статуэток, обнаруженных в ходе многочисленных раскопок на территории от России до Франции. Самые ранние из них имеют возраст не менее 35 тысяч лет. Среди них — знаменитая Венера Уиллендорфа из Австрии. Все статуэтки этой эпохи похожи между собой и принадлежат к так называемому Уиллендорфскому стилю доисторического искусства. По словам исследователя Сабины Гаудзински-Виндхойзер (Sabine Gaudzinski-Windheuser), они демонстрировали женскую наготу во всем ее великолепии. Для них характерна анатомическая точность изображения, очень большие груди и ягодицы, а также полные ноги с отсутствующими ступнями. Фигурки различались по высоте и толщине, по наличию и отсутствию шкуры на женщине и т. д.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Люди не повлияли на вымирание мамонтов - ученые
Однако около 16 тысяч лет назад вид статуэток претерпел изменения. На смену Уиллендорфскому стилю пришел Гённерсдорфский, получивший название в честь региона Германии, где впервые были обнаружены статуэтки нового типа. Они были гораздо более схематичными и лишь стилизованно обозначали женские формы. Эти фигурки не имеют головы, обладают маленькой грудью и большими ягодицами. Их отличительная особенность в том, что фигурка всегда изображает профиль женщины. В отличие от статуэток Уиллендорфского стиля, новые фигурки мог вырезать любой человек, для этого не нужен был талант и умение изображать анатомические детали.
По мнению исследователей, статуэтки Уиллендорфского периода символизировали идею женственности как таковую, при этом подчеркивая, что каждая женщина индивидуальна — об этом говорят различия между фигурками. Эта идея отлично подходила для ранних людей, населявших современную Европу 40 тысяч лет назад. Они жили маленькими группами, видели, что женщины различаются между собой, и пытались воспроизвести это в статуэтках. В эпоху же Гённерсдорфского стиля Ледниковый период закончился, популяция людей стала стремительно расти и распространяться по северной Европе. Новое изображение женщин стало более стандартизированным, лишенным индивидуальных черт. Оно было призвано лишь изобразить женщину как символ и помочь в укреплении социальных связей внутри сообществ.
Комментарии