Львов - один из первых городов в Украине, где появляется и за короткое время стала очень популярной и распространенной световая, впоследствии неоновая реклама.
Интересно, что город в промежутке между двумя мировыми войнами не просто наращивал количество, но и выработал целую концепцию эстетики рекламного материала.
В начале ХХ века на фасадах Львова появляются первые электрические световые рекламы. Как утверждает известный историк А. М. Козицкий, первым световую рекламу в городе использовал кинотеатр "Байка" в 1912 году, впоследствии "Гелиос".
Именно киновладельцы, борясь "место под солнцем" (до 1939 года во Львове действовало около 30 кинотеатров), стали пионерами световой рекламы во Львове.
Размеры рекламы в начале были разнообразными - от метровых букв "Corso" (ныне - ресторан "Грушевский" на пр-те Шевченко) до двадцатисантиметровой надписи "Фрашка" (ныне - "Киев").
Особенностью световой рекламы во Львове было то, что к ее созданию привлекались известные архитекторы, инженеры, новаторы, которые прежде всего заботились об архитектурных особенностях города, эстетической стороне дела.
Известны имена Альфреда Захаревича (проект вывески "Фрашка"), теоретика львовской сецессии Марианна Ольшевского (вывеска в форме ангела с лампой для аптеки Эттингера) и ряда других.
После Первой Мировой эстетика отошла несколько на второй план - объемы и бизнес-составляющая дела брали свое.
В основе световой рекламы межвоенных лет были надписи, выложенные электрическими лампами, часто их красили в разные цвета, или предшественники "лайтбоксов" - ящики из стекла с нанесенными изображениями и подсвеченные изнутри.
Новинками периода были проекционные аппараты, что подавали изображения на экран или тумбу - их размещали на зданиях, остановках, витринах и даже фонтанах!
На середину 1920-х годов приходится устранения некрасивых и устаревших объявлений. Появляются аккуратные, накладные пластические буквы и "король рекламы" - неон.
Неоновые лампы во Львове были в основном производства концерна "Филипс". Многочисленные проектно-инсталляционные бюро, которые изготавливали рекламу, привлекали к делу известных львовских архитекторов - Ф. Каслера, Т. Врубеля и многих других.
Управление строительного надзора магистрата строго следило за соблюдением норм и предписаний размещения и эксплуатации рекламы. Все шире применялась вертикальная световая реклама средних форм.
Световая реклама придавала Львову современный, европейский вид и город ни в чем не уступал другим крупным городам континента.
Комментарии