четверг, 29 сентября 2016 00:31

"Не было песни, ни улицы, ни национальных нарядов" - Михаила Грушевского на лето привозили к деду

"Я любил Сестриновка необычно, очень мечтал о ней и несся душой к ней целыми десятилетиями моей жизни. Это был одинокий пункт, где я мог связываться с украинской стихией, прикасаться к украинской природе, к ее культуре. Я любил в том селе нарядные домики, соломенные крыши, сады, огороды, перелазы, заросшие ивами берега", - писал в своих воспоминаниях Михаил Грушевский о родине своей матери село Сестриновка нынешнего Козятинского района Винницкой области.

Первое свое воспоминание о селе Грушевский датирует 1867 годом: "Первый раз я был здесь на Спаса. Меня носили в церковь." Больше впечатлений у него от поздних визитов в 1873 и 1876 годах. Тогда отец привозил его на лето. Жил у деда по матери - священника Захария Опокова. Об этом корреспонденту Gazeta.ua рассказал историк Константин Завальнюк. Он собрал все воспоминания и дневниковые записи связанные с пребыванием ученого в селе.

"Сестриновка была большим, даже огромным селом. Бабка покойная рассказывала, как она однажды ехала от нас, с Холма с фирманом, еврейчиком, к Сестриновке, и он, доехав заявил: "Добрый [...], два раза Холм!", - Писал в своих "Воспоминаниях" Михаил Сергеевич. - Село было широко разбросано среди огородов и садов по болотистым верховьях ручьев, сплывающих отсюда к Роставице, и, пожалуй, чуть ли не 5 верст в длину. Я не имел возможности изучить историю заселения сего села, но оно почти не имело украинского крестьянского характера, а сильную примесь официалистов - "шляхты" сомнительного происхождения, и всякого элемента, который тянул к полякам, подчеркивал в одежде и в языке свою непринадлежность к хлопству. Носил фуражки, с простого сукна шил не свитки, а что-то "вроде" пальт. Женщины наряжались по мещански. Когда в соседнем Казатине, отделенном от Сестриновки только лесом, повился важный железнодорожный узел, он сейчас же потянул к себе сестриновское население. Мужчины пошли в будники, мазчики, рабочие, сторожа, кондуктора. Женщины и дети занялись сбором ягод и грибов, начали печь хлеб, носить молоко. По мере того, как Казатин рос фактически в городок или город, Сестриновка набирала характера пригорода."

Позже Грушевский рассуждал, что местные сильно повлияли и на его деда.

"Шляхетский" элемент, несолидный, хвастливый, нероботящий со своей стороны поддерживал или оправдувал в известной степени настроения деда и семьи, - говорится в "Воспоминаниях". - Они расхолаживали меня и отбирали охоту искать сближения с сестриновским населением. С другой стороны, не было ничего из того, что очаровывало меня в украинском селе в моих романтично-национальных мечтах - не было песни, ни улицы, ни национального наряда - всего того кольористичного этнографизма, которым влекло село тогдашние поколения украинофилов. И я все-таки любил Сестриновку."

Большое впечатление на юного Михаила оказывало поповское жилье в котором ему приходилось жить. Крытая соломой хата имела деревянное крыльцо и желтую завалинку.

"Помню, какой фурор вызвал во мне один раз замечательный жуколень с огромными рогами. Он вылез из-под пола в зале. Она была украшена старосветской мебелью березовой и малеванной церковным мастером. Ими были завешены стены всех светлиц, - описывал Михаил Грушевский. - Большая полутемная кладовая - освещена только небольшим окошком под потолком, откуда проходил таинственный полумир. В нем едва можно было различить различные интереснейшие предметы - бачилку с грушняком, с которой мы таскали настоянные водкой груши, большие чаши с медом, связки сушеных груш и яблок и другие тому подобные прекрасные вещи."

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В музее презентуют книгу о родственнике Грушевского

Рядом был старый сад осажденный крыжовником и малиной. В центре маленькая пасека. Возле нее хижина с глиняным полом. В ней юноше позволяли ночевать, когда дом был переполнен гостями. За садом - кладбище, которое заросло вишняком и деревянная белая трибанна церковь в украинском стиле.

"Жизнь в Сестриновке было для меня одним неустанным праздником, где нельзя было успеть использовать всех утех и удовольствий, которые разворачивались. Только со страхом оставалось считать недели и дни, которые оставались до конца сего праздника - к успению. Тогда вытягивались куфри, упакованный всякая всячина и надо было ехать на Казатинский двирець. Поднимать всю муку тогдашнего путешествия третьим классом - на второй тратиться родители считали недопустимым. Нумерованных мест тогда не было, надо было всяких штуками "занимать" их загодя и потом защищать их от новых пассажиров и кандидатов всякими хитрыми маневрами."

Бывал в Сестриновке Михаил Грушевский во время учебы в Киевском университете. Его наставник Владимир Антонович был уроженцем соседней Махновки. В "Дневнике" 2 ноября 1890 Михаил Сергеевич записал: "Вот и снова в Сестриновке. Хотя пока добрался, то приходилось думать, что лучше было и не ехать. По дороге перевернулся и должен был поднимать телегу - сломали какого-то ключа. Меня мучила мысль, что это из-за меня и я погонщику дал 40 денег. Чувствую себя не совсем здоровым. Вчера молился и утром, и вечером. Утреню проспал. Был насморк и голова болела. Говорил сегодня с дедом, говорил приятные вещи."

В апреля 1891 году историк приехал в Сестриновка на празднование Пасхи. В следующем году был проездом во время сбора материалов к труду о Барском старостве. В 1895 году дед Захар умер. С тех пор ученый был в селе очень редко.

Напомним, 28 сентября сотрудники Музея украинской революции 1917-1921 годов открыли экспозицию - рабочее место председателя Центральной Рады Михаила Грушевского.

Сейчас вы читаете новость «"Не было песни, ни улицы, ни национальных нарядов" - Михаила Грушевского на лето привозили к деду». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть