Накануне юбилея крещения Руси о том, как все происходило 1025 лет назад, рассказывает доктор исторических наук Алексей Толочко, руководитель Центра исследований истории Киевской Руси при Институте истории НАН Украины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Константинополе княгиню Ольгу развлекала жена императора - Толочко
По летописи, Владимир Великий перед крещением два года думает, какую религию выбрать.
— Да, к нему приходили миссионеры разных исповеданий — булгары-мусульмане, немцы, иудеи и философ из Византии. Каждому из них князь задавал вопрос об их религии. Больше всего его поразил византиец, показавший завесу, на которой был изображен Страшный Суд. Во избежание судьбы грешников на ней, грек посоветовал Владимиру принять крещение. Князь испугался, что после смерти окажется среди неправедных, и уже тогда сделал выбор в интересах христианства. Потом он отослал гонцов в разные страны мира. И снова лучшим им показалось византийское богослужение. Послы не знали "были ли они на земле или же на небе" во время его, а знали "только, что там Бог с людьми пребывает, и служба их лучше, чем в других странах".
Но фактами исторически истинными, а не легендарными, является поход Владимира на Корсунь в Крыму, взятие города и бракосочетание с византийской принцессой Анной, сестрой императора. Но тот поставил Владимиру условие — креститься: потому что нельзя было выдавать Анну за язычника.
Князь Владимир хотел получить еще одну жену, запугать Византийскую империю или принять новую государственную религию?
— Варварские правители очень ценили внимание, драгоценности, изысканную одежду из Константинополя. Для них это, как сейчас 600-й "мерседес". Где его взять, если мы его не делаем? Нужно договариваться с Евросоюзом. Мы хотим в ЕС, потому что это признание нас европейцами. В Средневековье войти в круг империи проще всего через бракосочетание. Породниться тогдашнему варварскому правителю с византийским императором — это все равно, что в настоящее время стать из никому неизвестного артиста суперзвездой.
Русь и Византия контактировали уже за 120 лет до Владимира. Византия была самым большим внешним партнером Руси. Киевские князья жили с того, что собирали дань из подчиненных, потом продавали ее Константинополю. Владимир понимал, что принятие христианства эти отношения только улучшит.
Как происходило крещение? Киевлян-язычников из домов выгоняли палками к Почайне — притоке Днепра?
— Летописец очень точно описал дух крещения 988 года. Владимир сказал киевлянам: "Кто завтра не придет на Почайну, тот мне враг". Князь сказал — народ выполнил.
Что же касается картины крещения — ее точно установить невозможно. Например, никто, даже археологи, точно не знает, сколько людей тогда обитало в Киеве, какой была структура населения. Есть приблизительные подсчеты только для более позднего времени. Фантазировать же можно сколько угодно. Например, хронист 16 века Матвей Стрийковский писал, что священники стояли на мостиках над рекой и оттуда обрызгивали людей.
Кто мог объяснить окрещенным основы новой веры, если миссионеры-греки говорили на чужом языке?
— Допускают, что среди них могли быть и проповедники из Болгарии. Они говорили на языке, который мы теперь называем церковнославянским. В 10–11 веке восточные славяне его еще понимали. Если сравнить с настоящим, то приблизительно настолько, как украинец в настоящий момент понимает белорусский. Но в действительности мы не знаем, какого происхождения были первые священники на Руси. Не исключено, что греки. Поэтому люди могли прийти в церковь, выстоять службу на греческом, принять причастие и считать себя христианином. В конечном итоге, так было и на Западе. Там богослужения происходили на латыни, которую простой народ не понимал. Но в то время не так и важно было понимать священный язык. Он вызывал еще больше уважения к исповедуемой религии.
Исповедовали две религии сразу — старую языческую и новую христианскую?
— Внешне русичи были христианами, но почти тайком продолжали исповедовать языческие культы.
Это простонародье, а высшие слои? Вот князь Владимир сразу после крещения избавился от своего огромного гарема?
— Скорее всего, нет. Летопись вспоминает Владимиров гарем с 800 наложницами под 980 годом, и это может быть подтасовкой дат. Потому что дальше идет, что 300 этих женщин князя находятся в Белгороде под Киевом, дата основания которого 993-й — через пять лет после крещения. И еще: Владимировых сыновей Бориса и Глеба убили в 1015 году. Погибли они в юном возрасте, то есть родились уже после крещения. Но были не от византийской принцессы, а от болгарки. То есть, кроме законной жены, у Владимира были и другие женщины после крещения.
Следует помнить также, что в этой части летопись является не только документом, но и литературной достопримечательностью. Те же 800 наложниц Владимира — они были, но далеко не столько. Но для автора летописи важно подчеркнуть, что до крещения Владимир — ужасный язычник, который даже людей в жертву приносил, поставил много идолов, был распутником. А после крещения — хороший человек, который всех кормит, хлеб на подводах развозит, боится даже преступников карать.
Летописец говорит одно, но мы между строк вылавливаем, что Владимир полностью не избавился языческих привычек. Вот уже его правнук Владимир Мономах оставил своим сыновьям абсолютно христианское по духу "Поучение". То есть по-настоящему христианами люди стали через несколько поколений.
Комментарии
26