Праздничный предрождественский ужин ("Богатая кутья", "Сочельник", "Вилия") в украинцев был очень торжественным, ведь праздник Рождества считался одним из важнейших в году.
В этот день украинцы пытались ничего не есть, пока на небе не засияет первая звезда, ведь люди верили, что именно в это время рождается Иисус Христос. Тот, кто первым увидел рождественскую звезду, считался самым счастливым в семье.
Подготовка к предрождественскому ужину
Подготовка к праздничному ужину имела все признаки церемониала и состояла из четкой последовательности действий. Под образами в углу стелили чистое сено, на него ставили горшки с компотом и кутьей и приговаривали: "Чтобы кутья на красный угол, а узвар на базар". В отдельных регионах Украины горшки с компотом и кутьей накрывали кнышом (специальный обрядовый хлеб). Затем вынимали из печи кутью и устанавливали в углу, а хозяйка при этом клохтала, чтобы куры в следующем году хорошо неслись. Если же в хозяйстве были пчелы, то аналогичную процедуру выполнял сам хозяин. Надев шапку, рукавицы, он нес кутью и имитировал гудение пчел: "Гу-гу-гу". На Полтавщине хозяин поднимал ее над головой и сказал: "Боже, чтобы ячмень был остистый и колосистый".
В доме на пол стелили сено или солому. В народе нередко этот обычай связывали с легендой о рождении Христа в яслях, хотя более вероятно видеть в нем пережитки магии плодородия. На третий день Рождества или рано утром на Новый год из дома выносили солому и жгли ее на дороге, у ворот или в саду - "жгли дидуха". Иногда взрослые и дети прыгали через этот огонь. Скрученной рождественской соломой могли обвязывать плодовые деревья, чтобы в следующем году был лучший урожай.
На богатую кутью происходил также обмен ритуальными блюдами. Очевидно, эта традиция имеет еще дохристианские корни. Детей с ужином посылали к бабе-повитухе, родственникам, крестным родителям. Он, как правило, состояла из кнышей, пирогов, рыбы и тому подобное. Приняв обрядовые блюда, хозяева благодарили и обязательно передавали дары в ответ со своего стола. Таким образом происходил ритуальный обмен ужином, который символизировал родство семей и их взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, было принято угощать и одаривать гостинцами (орехами, яблоками, пирожками, конфетами).
Рождественские верования
Целый ряд обычаев Сочельника имел ярко выраженный аграрно-магический смысл. С богатой кутьей связан обычай "призвать мороз" (иногда он практиковался и на Крещение). Хозяин набирал в ложку кутьи, выходил на улицу или просто подходил к окну и говорил: "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, а когда не идешь, то не ходи и на рожь, пшеницу и всякий хлеб". На западноукраинских землях пытались уберечься от волшебников, бури, птиц, диких зверей и т.д., и звали их к себе в гости, чтобы задобрить. Также распространенным был обычай кормить коров, лошадей и волов куском хлеба с праздничного стола.
С магией плодородия был связан обряд устрашения деревьев. В Сочельник, а иногда на Новый год, хозяин дома брал в руки топор и замахивался ним на дерево, которое плохо родило, делая вид, что хочет его срубить. В отдельных местностях было принято трясти деревья и обмазывать их тестом (это делала хозяйка после замеса хлеба), что также должно было обеспечить урожайность деревьев.
По всей территории Украины была распространена вера в то, что души умерших родственников принимают участие в праздничной трапезе. Их необходимо было вспомнить добрым словом и пожелать "царства небесного". После ужина для них на столе оставляли остатки пищи (грехом считалось мыть посуду в этот день). Затем на ночь в горшок с кутьей все члены семьи клали свои ложки. Делали это для того, чтобы предки также могли попробовать обрядовой каши. Затем утром смотрели: если чья ложка была перевернута, считалось, что на ее хозяина в следующем году ждет смерть.
Богатую жатву предвещало ясное небо со звездами накануне Рождества. На Подолье говорили, что сосульки под крышей - признак урожая кукурузы, а иней на деревьях свидетельствует об урожае фруктов. Верили также, что в этот вечер крупный рогатый скот приобретает способность говорить человеческим голосом.
Комментарии
1