Далеко не каждый современный житель города Львова сможет указать вам, где находится небольшая улица Зерновая. Однако, этот короткий отрезок, который соединяет улицу Кулиша и проспект Черновола, почти единственное, что напоминает нам о одной из старейших торговиц (торговых площадей) города Льва, известных нам с конца XVIII века. История этой, известной в своё время площади, является наглядным свидетельством неумолимого прогресса, навсегда изменяющего внешний вид памятных мест.
Первые упоминания об этом участке возле львовской реки Полтвы датируются XVIII веком и связаны они с давним родом Сольских. В XVIII-XIX веках его представители были чиновниками различных рангов во львовском магистрате. Среди них – райца (советник) и бургомистр Львова третьей четверти XVIII века, господин Марцин Сольский. "Посессор Зубры и Скнилова, богатый домовладелец, добрый и щедрый гражданин, дававший деньги городу в долг..." - именно такую характеристику даёт ему известный исследователь Львова начала XX века Францишек Яворский в своей книге "О сером Львове". Марцин Сольский известен также благодаря собственной подписи, которую он поставил в 1772 году в ратуше Львова под резолюцией австрийскому командованию в Галичине о том, что Львов "… не может дать присягу новому правительству и желает остаться верным найяснейшему польскому королю Станиславу Августу".
Среди прочих владений Сольским принадлежал и этот, немаленький участок на малозастроенном в то время предместье Львова, и именно ему предстояло превратиться в шумный городской рынок.
Первое, неофициальное название площади – пляц Сольских, было распространённым и любимым горожанами, несмотря на постоянные переименования оно оставалось в обиходе даже в послевоенные годы. Известно, что с момента образования на этом месте осуществлялась торговля зерном и другим продовольствием, которое везли во Львов купцы и крестьяне предместья. От начала XIX века для обозначения участка используется название Торговица зерном. В 1871 году, в результате городских реформ, это название стаёт официальным.
В связи с ростом и обустройством львовских предместий, значительным увеличением количества городского населения, на рубеже XIX-XX столетий, площадь стаёт популярной у малообеспеченных слоёв населения и всегда полной разнообразной публики местом. Упомянутый Яворский даёт меткую характеристику торговицы того времени "…физиономия площади в торговые дни напоминает одновременно село, маленький городок и переулок большого города…".
До Первой мировой войны изначальная территория площади существенно увеличилась. Тут установили будку Городских весов, про которую сегодня напоминает название небольшой улочки Весовой неподалёку. Поскольку площадь находилась недалеко от средместья Львова она всегда была в поле зрения городских чиновников, именно тут планировались и претворялись в жизнь смелые проекты львовских градостроителей.
Например, архитектор Оперы, Зигмунт Горголевский сооружает недалеко от площади дом декораций и мастерских театра. Был создан ряд проектов крытого рынка на площади Зерновой. Но самой интересной идеей оказался план архитектора Йозефа Егермана по сооружению на месте площади железнодорожного вокзала, однако, проект был отклонён в связи с недостатком средств в бюджете города.
Особенностью площади Сольских от начала XX века стают регулярные "гастроли" цирковых трупп и артистов, передвижных парков развлечений, зверинцев. Безусловно, это придавало особый колорит, создавало уникальную атмосферу этой древней городской площади.
В междувоенный период начался период стагнации Зерновой торговицы Львова. Словно реагируя на всемирный экономический кризис старый рынок превратился в место торговки разным старьём. В лотках, а чаще просто на земле, тут можно было найти что угодно: от металлолома за пару грошей, до новой и ношеной одежды всех фасонов и размеров; от продуктов питания до произведений искусства, антиквариата, картин. Чаще всего люди понятия не имели, что они продают, и ценили золоченую раму дороже работ известных авторов, и такое тут случалось.
До 1939 года тут насчитывалось около 350 будок и ляд (мобильных прилавков). Качество и происхождение товара, как правило, покупателей интересовали в последнюю очередь, невзирая на регулярные рейды, полиция, чаще всего, закрывала глаза на то, как и чем тут торговали.
Торги тут напоминали восточный базар – цену можно было "сбить" на два-три раза. В годы нацистской оккупации Львова, и в тяжёлые послевоенные годы, торговица спасла не одну сотню жизней львовян малообеспеченных и бедных. Тут всегда можно было приобрести, а ещё чаще выменять дефицитные продукты, растительное масло, одежду... Ходовым товаром тех лет был самогон и трофейные зажигалки…
Уже в советское время, в 1950-ые года, когда новая власть приняла решение реорганизовать и обустроить давнюю улицу Пелтевную (современный проспект Черновола) и назвать его в честь 700-ой годовщины основания Львова, заканчивается история Зерновой площади. Строительство в 1964 году гостинницы "Львов" и парой лет ранее углового жилого дома-"сталинки" сократили размеры площади в пять раз, превратив её в коротенькую улочку под названием Зерновая.
Комментарии