Война является травматическим опытом, который навсегда меняет общество. Ее трактовка требует осторожности и избежания однозначных суждений. Общественный запрос на обсуждение мифологизированных страниц "Великой Отечественной" подталкивает к переосмыслению прошлого и привлечению опыта других стран. В этом случае самым показательным является пример современной Германии. В рамках курса "Геноцид евреев Европы: историческая перспектива и подходы к изучению" группа из студентов, преподавателей и молодых исследователей посетила Берлин, где в течение пяти дней ознакомилась с историческими практиками западных коллег.
Казалось бы, узкая тема Холокоста на самом деле не предусматривала обсуждение целых тематических пластов, в частности проблем формирования тоталитарной системы в национал-социалистической Германии, применение пропагандистских методов политики антисемитизма, преодоление нацистского прошлого.
В первый день участники и участницы образовательной поездки посетили музей "7xjung - Dein Trainingsplatz für Zusammenhalt und Respekt" ("Обучение солидарности и уважения друг к другу"). Здесь для них состоялся практикум, который раскрыл психоэмоциональное состояние преступников и жертв Холокоста. Выполнение подготовленных упражнений позволило историкам почувствовать сложную и противоречивую атмосферу второй четверти XX века.
Украинские историки приняли участие в нескольких практикумах, во время которых рассмотрели многие аспекты нацистского прошлого, в частности повседневную жизнь евреев в национал-социалистической Германии, вопрос пропаганды и распространения информации в прессе Третьего Рейха. И самым тяжелым стало обсуждение острой для Украины темы понимания нескольких памятей - жертв, убийц и пассивных наблюдателей. В этом контексте на примере Магды Геббельс, Лины Гейдрих и Теа Штангль историки попытались определить, имеют ли женщины преступников нести ответственность наравне со своими мужьями.
Участники и участницы курса посетили немало памятных мест, в том числе Еврейский музей Берлина, мемориальный комплекс в Заксенхаузене, музей "Топография террора", немецко-русский музей Карлхорст.
Студентка исторического факультета Юлия Коваленко убеждена - Еврейский музей не оставит равнодушным ни одного посетителя.
"Многие помещения в этом здании пустые, они как бы символизируют ту пустоту в Европе от бесчисленных потерянных душ и разрушенной еврейской культуры. Особенно поразила комната с композицией "Листопад". Там на большом куске пола разбросаны металлические диски с прорезями, которые напоминают лица, что кричат от боли", - рассказывает она.
Эти слова подхватывает ее коллега Оксана Сущук. "Еврейский музей - это просто шедевр архитектуры и градостроительства. Поражает эмоциональная наполненность и современность в оформлении экспозиций. Не менее интересным является Музей "Топография террора", который был создан на месте функционирования нацистского гестапо", - говорит историк.
По мнению Натальи Ивчик и Петра Долганова, особое впечатление производит идея создания музея, посвященного преступникам. Образ организаторов и исполнителей геноцида является демонизированным. Однако мы забываем, что это были обычные люди, волею судьбы или по собственному выбору оказавшиеся по ту сторону колючей проволоки.
Участники и участницы курса посетили немало выдающихся памятных мест Берлина, в частности "Покинутую комнату", "Несуществующий дом", "Библиотеку, которая опустилась под землю" (мемориал сожженным книгам). По словам Петра Долганова, такой поиск стал практическим подтверждением мысли о том, что Берлин - это город памятей.
"Европейцы не отделяются от своего прошлого. Они переосмыслили его, нашли ему место в своей исторической памяти. Существование мемориальных мест и их современное оформление позволяет каждому поколению посетителей осознать прошлое, сделать собственные выводы, выработать свое отношение к этому наследию. Европейское общество заняло позицию принятия. Мы только на пути к этому", - заключает Оксана Сущук.
Поездка стала возможной при содействии Министерства иностранных дел Германии и Образовательного мемориального комплекса Дом Ванзейской конференции. Инициатором является Украинский центр изучения истории Холокоста.
Комментарии
1