До сих пор историки продолжают споры по поводу того, кто именно сжег Москву в 1812 году. Французы, или же сами русские?
В учебниках истории недвусмысленно указано, что в московском пожаре 1812г. виноваты Наполеон и его армия. Именно поэтому, объятый справедливым гневом, народ русский поднялся на борьбу с захватчиками.
Авангард французской армии, под предводительством маршала Мюрата, вошел в Москву 2 сентября 1812г. И сразу же начались первые пожары. К моменту въезда в Кремль Наполеона, а случилось это 3 сентября, пылал уже весь город. Плотная деревянная застройка привела к тому, что огнем было уничтожено шесть с половиной тысяч жилых домов из девяти тысяч и сто двадцать два храма из трехсот двадцати девяти.
Незадолго до входа в Москву французских войск, главнокомандующий Москвы граф Ф.В. Ростопчин уверял жителей, что французов в Москву не пустят. О том, что город будет оставлен, москвичи узнали в самый последний момент. Из обреченного на сдачу города в спешке уезжали и жители, и гражданская администрация. Покинула его и пожарная служба, прихватив с собой весь инвентарь.
Наполеон возложил вину за пожар на графа Ростопчина, назвав его "безумным зажигателем".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кровать Наполеона и трон Александра I - открылся музей войны 1812 года
Сам Ростопчин свою вину категорически отрицал. И во многом он прав. Чтобы предотвратить сожжение большого по тем временам города, требовалась длительная подготовка и множество исполнителей. А ни средств, ни времени, ни исполнителей у Ростопчина не было. Пожарные службы покинули город, а большая часть полиции Москвы была задействована по приказу Кутузова для проведения войсковых колонн через город на Рязанскую дорогу.
Лев Толстой, описывая события 1812г. в романе "Война и мир", посчитал, что причиной грандиозного пожара явилась случайно оставленная убегающими в панике непотушенная свеча. Но это вряд ли соответствует истине. Во многих домах были оставлены слуги. Они вполне могли бы потушить одиночный пожар, или не дать ему перекинуться на соседние здания.
Царь Александр I , для дискредитации французов в глазах мировой общественности, представил пожар, как варварский акт иноземных захватчиков. Гневу русского народа не было предела.
Очевидец пожара Д.И. Свербеев, будучи в ту пору мальчиком, наблюдал начало московского пожара из подмосковной деревни. По его словам, все жители единодушно пришли к мнению, что город жгут войска неприятеля. И в этом тоже была своя логика – раз население покинуло Москву, а французы заняли город, то и пожар – дело рук захватчиков.
В Петербурге власти вначале объявили жителям, что город сожгли русские патриоты, чтобы он не достался врагу. Но очень скоро мнение свое поменяли и во всем обвинили французов. Впоследствии это стало официальной исторической версией. Только французам пожар был ни к чему. Он осложнил их пребывание в городе. Есть свидетельства, что они вылавливали и расстреливали тех, кто был виновен в поджоге зданий, при они этом часто казнили невиновных, так как времени на разборки не было.
По большому счету, пожар был невыгоден ни французам, ни русским, включая Ростопчина, на которого французы пытались возложить вину за пожар. Несмотря на то, что основная часть населения покинула город, в нем оставалось около 20 тысяч жителей, влача голодное существование. Если бы город по плану подлежал сожжению, то обязательно бы был предусмотрен вопрос эвакуации из него всего населения.
Москва сгорела из-за того, что город просто был поставлен в условия, при которых не сгореть он не мог. Город с плотной деревянной застройкой покинули жители. В него вошли войска неприятеля и расположились в пустующих домах, курили трубки и разжигали костры для приготовления пищи. И употребляя для поднятия духа спиртное.
Пожары были просто неизбежны. Не во всех же домах оставались слуги. А, из-за того, что население покидало город в спешке, вполне могли оставить незагашенные печи, камины и свечки. И тушить возгорания было некому.
Комментарии
18