- Добрый день! Проходите! - Встречает меня невысокая женщина, открывая дверь парадного пятиэтажки на улице Димитрова. Это Марьяна Алексеевна, жена Игоря Кропивницкого, единственного внука корифея украинского театра. 22 мая этого года прошло 175 лет со дня рождения Марка Кропивницкого.
- Игорек уже ждет вас, - говорит Марьяна, пока мы идем по длинному коридору в квартиру супругов. В небольшой двухкомнатной квартире Кропивницких все стены увешаны художественными фотографиями. Заметив мое восхищение, Марьяна Алексеевна рассказывает:
- Это работы Игоря Алексеевича. Он был фотографом. Мы раньше много путешествовали, часто бывали в Карпатах, но в последние годы Игорь преимущественно дома - пишет стихи и музыку.
Сажусь на небольшое кресло в прихожей, через пару минут появляется Игорь Кропивницкий. Хотя ему уже 87 лет, он ходит самостоятельно, без палки и еще имеет ясный ум. О своем деде может рассказывать часами.
- Своего деда я не помню, к сожалению. Он умер в 1910 году, а я только в 1928 году родился, - начинает Игорь Алексеевич. - Но мне о нем много мама рассказывала.
Мы знаем Марка Лукича как театрального деятеля, режиссера, писателя. Но мало знаем его как человеке. Что Вам мама рассказывала о деде?
- Мама рассказывала, что он чрезвычайно был добрым в повседневной жизни. К людям относился положительно. На его хуторе Затышок бесплатно жили родственники Тараса Шевченко. Туда часто приезжали художники, поэты, ученые. Всех их Марко Лукич принимал и угощал. Там было очень приятное общество, где обсуждались планы Марка Лукича, он представил там свои новые произведения. Читал, потом слушал замечания. После этого где-то исчезал, оставлял людей, а потом через некоторое время появлялся со словами: "Посмотри, что я нацарапал."
То есть работал ваш дедушка в полной тишине?
Так, для работы ему была нужна тишина. А еще он очень любил охоту. С этим связано много историй. Однажды под Новый год он задержался на гастролях. Ехать пришлось ночью по степи. По дороге лошади остановились, потому что наткнулись на стаю волков. В то время волков много было, никто их не отстреливал. Они большими стаями нападали на людей. Мой дед был без оружия, но вспомнил, что у них в реквизите были сабли. Он приказал актерам достать сабли. Размахивая саблями, они отогнали волков и счастливо добрались домой.
Как известно, в пятилетнем возрасте Марко Лукич остался без матери? Почему так произошло?
Прабабушка Капитолина сыграла в жизни моего деда не очень хорошую роль. Она влюбилась в офицера российского и покинула семью, когда моему деду было 5 лет. Марко Лукич рос без матери.
Прабабушка очень увлекалась артистической деятельностью, дружила с княгиней Кантакузен. Вместе они совершали верховые поездки. Уже потом, когда мой дед был на высоте, Капитолина Ивановна вернулась. Жили они все вместе в Уюта. Она очень помогала своим внукам Александре, Володе и Ольге. Прабабушка, к тому же, очень хорошо играла на гитаре.
То есть своим музыкальным воспитанием они обязаны не только Марку Лукич, но и его матери?
Да, она дала внукам музыкальное воспитание. Вот моя тетушка Шура, - говорит Игорь Алексеевич, беря со стола фотографию, где изображена красивая молодая женщина с длинными волосами. - Она очень талантливая была актриса с замечательным голосом меццо-сопрано. Училась в Италии. Выступала в театре "Ла Скала". Исполняла "Аиду" Верди. Некоторое время выступала после революции, но потом это стало невозможно. Поэтому она перешла на педагогическую деятельность воспитывала певцов. К тому же, во время войны моя тетя пережила блокаду Ленинграда.
А можете рассказать об этом подробнее.
- Ее муж Михайлов был ведущим актером оперетты в Петербурге. Во время войны он выступал перед военными, чтобы поднять дух для борьбы с немецким оккупантом. За это ему давали пищу. Это было очень важно, потому что там был голод.
Можете рассказать о своем дяде Владимире?
- Мой дядя Владимир Маркович тоже любил охоту и часто вместе со своим отцом Марком охотился на перепелов. Они вместе сети ставили. У меня сохранился сохранился свисток, которым приманивали перепелов, - говорит Игорь Алексеевич, поднимается и идет к портрету своего деда, возле которого висит много разных предметов. Среди них - и свисток, с которым Марк Лукич ходил на охоту. - В юности мой дядя учился в царском кадетском корпусе. Об этом нигде не говорилось, потому что в те времена за такое преследовали.
Какие были отношения Марка Кропивницкого с его коллегами по сцене? С братьями Тобилевичами?
Братьев Тобилевичей (Карпенко-Карого, Садовского и Саксаганского) мой дед называл "братьями-разбойниками". Марко Кропивницкий нашел и научил их. Перед тем они были военными. Когда же Тобилевичи стаоли ведущими актерами, то начали пренебрегали Кропивницким. Они трижды разрушали труппу. Известно, что очень часто братья подкупали рецензентов в свою пользу. Однажды Тобилевичи подсунули Марку Кропивницкому одного финансиста, который оказался мошенником. Он дал заем на таких условиях, что мой дед не мог его вернуть. Говорили, что Тобилевичи очень радовались и говорили, что "подрезали Марку крылья".
Что еще можете рассказать о Марке Кропивницком?
Дед первым спел "Ревет и стонет Днепр широкий". Был такой одесский композитор Крыжановский, который написал ноты на стихи Шевченко. В Одессе в украинском клубе Марко Кропивницкий впервые спел эту песню. Почти сразу после этого сюда нагрянула полиция, чтобы арестовать моего деда. Но его успели тихонько вывести. Вообще Марк Кропивницкий владел голосом широкого диапазона от тенора до баса. Сама фигура его просто гипнотизировала слушателей. Он сумел создать такой образ, что люди были в восторге от его выступлений. Его любимой ролью был Тарас Бульба. За это его часто носили на руках.
А вам что-то досталось от Марка Кропивницкого?
- Да, кое-что я унаследовал от своего деда. Я получил образование как журналист и закончил консерваторию как музыковед. Работал как в Опере, затем стал корреспондентом телевидения. Делал репортажи за границу, поскольку знал три иностранных языка. Помню, однажды я пошел брать интервью у Лины Костенко. Но она почему-то испугалась меня, думала, что я от коммунистов послан. Поэтому она меня не пустила. Уже потом, когда она узнала, кто я, то извинилась за то, что не пустила меня тогда.
После этих слов Игорь Алексеевич поднимается и идет к фортепиано, чтобы сыграть несколько аккордов.
Комментарии