Украина развивается демократическим путем. Авторитарный режим здесь не может существовать. Об этом рассказывает историк Ярослав Грицак.
"Мы не идем по пути России и Белоруссии, это для меня очевидно. Но будет ли это хорошая демократия или симулякр демократии - это уже другой вопрос. Украина показала, что авторитарный режим здесь не имеет шансов. И это не потому, что он хороший или плохой сам по себе - а потому, что украинцы его не принимают. Два раза пробовали - при Кучме и при Януковиче - и два раза ничего не получилось. И это решающее. Другой вопрос, какая у нас будет демократия. Сегодня я бы назвал ее демократией "by default" - демократией по умолчанию. То есть по состоянию дел, а не институтов. Майдан должен ее институционализировать, но, к сожалению, украинцам, это не удается", - считает Грицак, пишет Укринформ.
Украинцы имеют все для того, чтобы их нация состоялась
"Лучшим доказательством этого является крах "русской весны". Это была большая угроза, и Украина выдержала ее, - объясняет. - Мы привыкли смотреть на нацию, как на нечто стабильное. Она должна иметь один язык, религию, общую территорию и так далее по списку. На самом деле, нация - это, словами классика, ежедневный референдум. Это ежедневная проверка, население данной территории желает жить общей политической жизнью, не зависящим от других наций. Для украинской нации крупнейшим испытанием является Россия. Россия, устами их лидеров, не раз и не два заявляла, что украинцы и русские - это одна и та же нация. Украинцы же думают иначе. Мониторинг поддержки украинцами своей независимости показывает: эта поддержка каждый раз сильно возрастает, как только появляется призрак российской угрозы. Так было во время чеченской войны, когда никто из украинцев не хотел бы посылать воевать своих детей в Чечню. Так было во время конфликта вокруг Тузлы, а затем - грузино-российской войны: украинцы восприняли ее как потенциальную угрозу для себя. А во время российской аннексии Крыма поддержка украинской независимости вновь достигла показателя 1 декабря 1991 года.
Ошибочно считать, что Польша или Израиль живут хорошо за счет однородности - "один язык - одна религия - одна культура".
"На самом деле, эта однородность мнимая. Поезжайте в Польшу, поживите немного там, и убедитесь - насколько она глубоко расколота, насколько там царит ненависти между двумя большими лагерями - совсем как в Украине времен Януковича. Это во-первых. А во-вторых, мой друг Томаш Камузелля, который является профессором в Шотландии, а сам родом из польской Силезии, и изучает языковой вопрос в Европе, показал, что эта формула однородности является не нормой, а исключением. Она действует только в странах Центрально-Восточной Европы, после войны были обрезаны до этнического ядра ", - отмечает исследователь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Реформы надо делать быстро. У нас снова не получилось" - Грицак
Лидер польской правящей партии Качиньский признает, что после победы Евромайдана и поражения "русской весны" Украина состоялась как нация. Теперь отношение к Украине должно быть другим.
"Украинская нация. Пусть не так, как мы себе ее представляли, но своя и стабильна. Поэтому я не змучуся повторять те лозунги, которые повторяли наши великие предшественники - Иван Лысяк-Рудницкий и Юрий Шевелев: "Перестаньте строить украинскую нацию - модернизируйте ее", "Мир хочет видеть нас модерн". Напомню, что второй лозунг как раз висел над входом в евромайдан со стороны Европейской площади ", - добавляет Грицак.
"На четвертую годовщину Революции достоинства есть депрессия, разочарование. Но когда я смотрю на данные социологических опросов, поражает, что значительная часть украинцев дальше надеется на хорошее будущее", - говорит историк Ярослав Грицак.
"Я тогда вспоминаю фразу одного иностранного бизнесмена: "Ситуация в Украине никогда не является ни такой хорошей, ни такой плохой, как вы себе думаете". Важно, что в Украине всегда остается пространство для изменений. Общество всегда хочет меняться, реформироваться. Проблема заключается в том, что оно само этого сделать не может. Это должно делать государство, потому что оно имеет главные рычаги для перемен. Беда, что наша политическая элита или их совсем не использует, или недостаточно.
Изменения идут не тем путем. Жизнь дорожает, война продолжается."
Комментарии