Начало 20 века в различных странах мира ознаменовалось появлением автомобильных моторов. Хотя автомобилей в тот период было все еще не много. В Киеве в 1913 году насчитывали 328 машин. В то же время здесь уже активно работали представительства автомобильных компаний - "Пежо", "Фиат", "Бенц", "Форд". Об этом рассказывает научный сотрудник Музея Одной Улицы Анатолий Кияшко.
"В те времена наиболее массовой маркой в мире был "Форд". Фирма выпустила около одного миллиона автомобилей. Их больше всего продавали в США - это был мощный рынок сбыта. А в Российской империи автомобилей тогда было всего около десяти тысяч", - объясняет Анатолий.
Достаточно малое количество проданных в империи машин объяснялась прежде всего тем, что численность среднего класса была здесь невысокой.
Среди первых сотен киевских автомобилистов был и корифей украинского театра Николай Садовский. Об этом говорит в своих воспоминаниях хормейстер Александр Кошиц: "Микола Карпович мав уже тоді автомобіля. Треба сказати, що купив він його після довгого з нашого боку цькування, що мовляв: "Хазяїн найкращої української трупи, а їздить на чужих конях, та й то коли його запросять!" Як звичайно, скупенький Микола Карпович купив собі не нове авто, а держане, і думав ощадити на цьому, а воно вийшло дорожче, бо за направку його заплатив нарешті вдвоє більше, ніж за самий автомобіль. Артист Милович, що був у нього разом і за шофера, як почне бувало розказувати, як той автомобіль їде, то ми помираємо зо сміху. Раз ледве не прийшло до катастрофи: замість того, щоб у ворота, він заїхав в рів…
Пам'ятаю, як ми вирвались за місто і помчали в холодновату імлу лісів, як нас огорнула тиша і таємничість ночі, потягло пахощами трав і сосни, з темрряви нам на зустріч полетіла сумно-біла скатірть шосе… здавалось, що ми стоїмо на місці, а дорога біжить нам на зустріч і несе з собою пахучий свіжий вітрець, що так чудово прохоложує чоло, наповняє груди, бадьорить, а разом і клонить до сну".
Как пишет издание "Вашъ Киевъ", в начале 20 в. пересели в новое роскошное средство передвижения также и извозчики. Большинству граждан из тех, кто не мог себе позволить собственное авто, приходилось пользоваться моторизованным такси. Иногда на нем катались просто ради аттракциона. Часто человек предлагал проехать в такси своей жене и детям, чтобы доставить им удовольствие. Так, в 1912 году коммерческие перевозки Киевом стали обычным явлением.
Власти обязали водителей киевских такси иметь специальные таксометры, а во время работы "быть трезвыми и опрятно одетыми в установленную форму, объясняться с пассажирами прилично и спокойно, даже в случаях разногласия и ни под каким видом не позволять себя грубых и резких выражений". Фиксированная цена за услуги таксомоторов, которую ввели с 1 апреля 1913 года, составила за первую версту - 40-50 копеек, за каждую следующую половину версты - 10-15 коп. В ночное время тариф возрастал на 50%. Тех водителей, которые требовали более высокое жалованье, могли лишить лицензии и отправить под суд.
Комментарии