10 августа 1979 массажист футбольной команды "Пахтакор" Анатолий Дворников праздновал свой день рождения. Игроки команды поздравили его, а в 22 часов пошли спать - режим. Дворников с несколькими друзьями "гудел" до утра. Проснулся только после обеда. Опоздал на самолет, который с командой отправился из Ташкента в Минск на игру с местным "Динамо". Весь день дрожал в ожидании наказания. На утро следующего дня узнал, что команда разбилась в небе около Днепродзержинска, столкнувшись со другим самолетом. Впоследствии, когда играл обновленный "Пахтакор" появление на скамейке запасных Анатолия публика сопровождала свистом и криками: "Алкоголик"
- Алкоголик, но живой, - огрызался Дворников.
Еще одним счастливчиком, которому удалось избежать смерти, был главный тренер украинец Олег Базилевич. Он воспользовался выходным днем и вылетел из Ташкента на день раньше. Хотел навестить семью, которая отдыхала в Сочи. 12 числа собирался поездом ехать в Минск. За несколько минут до отъезда в доме Базилевича зазвонил телефон. Олег Петрович поднял трубку.
- Какой ужас! Разбилась вся команда. Представляешь, вся, - сказал жене.
Однако везло далеко не всем. Капитан "Пахтакора" 26-летний кореец Михаил Ан был кандидатом в сборную СССР. На игру с минским "Динамо", которая по календарю должна состояться 13 августа, он не собирался. Михаил получил микротравму, но решил провести товарищей в аэропорту. Кто-то из ребят сказал ну:
- Миша, что ты здесь будешь делать без нас? Садись в самолет, прокатаешься.
Капитан не любил летать самолетами. Каждый раз закрывал глаза, когда самолет отрывался от земли или приземлялся. Но на этот раз согласился. Рядом с ним сидел 18-летний Сирожиддин Базаров. Накануне к парню - игроку дубля приехал отец. Базаров отпросился у начальства. Хотел вылететь не из товарищами по команде, а с основным составом. Он был самым молодым из 14 игроков тренера, врача и администратора.
"Пахтакор" звезд с неба не хватал. Команда шла на 8 месте, имея по 7 побед и поражений при 4 ничьих.
В некоторых из погибших были дурные предчувствия перед вылетом. Администратор Мансур Талиджанов не спал всю ночь.
- Он просил нагреть чай, а через минуту уже хотел порезать арбуз, - вспоминала жена Юлдуз. - Потом начал рассказывать о своей жизни. Вспоминал мелочи - с кем дружил в детстве, как собирал на калым за меня.
Людмила Корченов - жена игрока Александра Корченова не хотела отпускать мужа.
- Я будто что-то предчувствовала, - вспоминала. - Саша смеялся. Говорил, что его не будет всего три дня. Вышел из квартиры и показал пальцами три – мол, всего три дня.
Самолет Ту-134 вылетел в 11-30. За полчаса до него из Челябинска вылетел другой борт - такая же "тушка", направлявшаяся в Кишинев. На территории Украины полетами руководили харьковские диспетчеры. В тот день на дежурство заступили двое - 20-летний Николай Жуковский и 30-летний Владимир Сумской. Линия была перегружена - за сутки здесь пролетали почти 700 самолетов. Два диспетчера обслуживали одновременно 12 бортов - это очень много. Ситуацию осложнял пролет "литерного" рейса из Москвы в Крым - на дачу к Брежневу летел член Центрального комитета партии Константин Черненко. Ему долго держали высоту 9600 метров.
Молодой Жуковский неверно составил график движения самолетов - ташкентского и челябинского. Думал, что они пролетят в интервале в 3 минуты. На самом деле интервал был намного меньше - в пределах одной минуты. За три минуты до трагедии у Сумского появилось плохое предчувствие. Он проверил график Жуковского и сразу обнаружил в нем ошибку. Начал вызывать ташкентский самолет. Приказывал взлететь выше. На беду диспетчеров к трагедии подлетал еще один борт - Ил-62. Именно его летчик ответил диспетчеру:
- Хорошо.
Оба экипажа ТУ-134 были крайне дисциплинированные. Они занимали высоту 8400 метров и не отклонялись от нее. Фатальными стали полсекунды. Именно столько времени самолетам не хватило чтобы разминуться. Челябинский самолет ударил в хвост ташкентскому. Первый борт взорвался в воздухе и разлетелся на куски. Второй начал постепенно снижаться. Летчики пытались удержать судно. Однако на высоте 4500 метров Ту-134 стал неуправляемым и со всей силы ударился в перепаханое поле возле села Куриловка за Днепродзержинском. Все пассажиры погибли. Первым об аварии доложил летчик Ан-24, летевший из Черкасс в Донецк.
- Вижу обломки падающего самолета, - доложил диспетчерам.
- Даже когда стало известно о трагедии, меня никто не заменил. - Только стояли за спиной и шушукались. Я еще час работал как в тумане, - вспоминал Владимир Сумской.
Место падения окружила милиция. Из 178 жертв катастрофы двух самолетов только одно тело нашли целым. По требованию первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидова команде устроили похороны. Привезли 17 запаянных алюминиевых гробов. Запретили раскрывать под расписку. Знатоки утверждали, что вместо тел погибших там по традиции авиаторов лежала земля с места падения. Всех 17 похоронили в пятницу 17 августа. Вдовы погибших получили по 1000 рублей страховки и пенсию от правительства Узбекистана в 120 рублей на каждого ребенка. Некролог напечатала лишь одна газета на весь СССР - ташкентская "Правда Востока".
За год диспетчеров судили. Сумской и Жуковский получили по 15 лет. Через 6 лет вышли по амнистии. Следующий матч "Пахтакор" сыграл 23 августа. Команду пополнили игроки из остальных клубов высшей лиги, которые не проходили в основные составовы. Три года "Пахтакор" не мог выбыть в первую лигу - таким был льготный период. Ташкентцы вылетели на четвертый, хотя их новый форвард Андрей Якубик постоянно боролся за звание лучшего бомбардира чемпионата.
Жена тренера Тазетдинова Алла долго вспоминала, как дочь просыпалась ночью и требовала позвать отца. Через 30 лет после трагедии призналась, что забыла черты отца.
- Так вот папа, на фото, - удивилась мать.
- Здесь он неживой. А я помнила живого.
Комментарии