14 сентября в львовском музее-мемориале "Тюрьма на Лонцкого" состоялось обсуждение романа Оксаны Забужко "Музей заброшенных секретов", во время которого историк Владимир Вятрович объяснил разницу между историческими романами и научными трудами.
"Историк не способен и не имеет такой цели углубляться в человеческое сознание и воспроизводить психологию, - рассказал Владимир Вятрович. - Мы можем говорить о мотивации, какие причины тех или иных поступков, но не более. Тогда как писатель может гораздо глубже зайти в человеческую психологию, глубже пробовать ее реконструировать. Вообще художественная литература имеет гораздо больше инструментов чем историография".
При этом ученый подчеркнул, что лучшие историки получали Нобелевские премии в области литературы, ведь хороший историк пишет так, что его работу столь же интересно читать простому читателю, как художественную литературу.
"Историческая литература имеет гораздо больше влияния на национальное сознание, - говорит Вятрович. - Польское сознание сформировала литература Генриха Синкевича, а не историография. Она оказала гораздо большее влияние на формирование польской идентичности на рубеже 19-20 веков. И это надо понимать и понимать силу художественного слова по сравнению с силой научного слова. Но сейчас нужно и то и другое. И очень радует то, что в книжных магазинах сейчас можно найти несколько хороших исторических романов. Это значит, что лед тронулся".
Комментарии
4