Сегодня исполняется 70 лет секретной операции " Френтик". К этой дате Василий Вертелецкий, председатель Миргородской городской организации ветеранов, напечатал научную работу "Секретной операции "Френтик" в Миргороде 70 лет".
29 ноября 1943 года во время проведения Тегеранской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании было принято решение об осуществлении авиацией союзных армий сквозных челночных операций. Для участия в таких операциях определили части 8-й воздушной армии, базировавшейся в Великобритании, и 15-й воздушной армии, местом дислокации которой была Южная Италия. Из предложенных 8 авиабаз на территории СССР союзники выбрали аэродромы в Полтаве, Миргороде и Пирятине.
В мае 1944 года началась работа по подготовке аэродрома и инфраструктуры в Миргороде. В этот же месяц на Миргородский аэродром для испытания взлетной полосы сел первый бомбардировщик "Б -17" ("летающая крепость").
"На очевидцев, впервые увидевших этот бомбардировщик в Миргороде, "летающая крепость" произвела большое впечатление: четыре двигателя, 32-метровый размах крыльев, длина 23 м, а высота 6 м. Вес с полной загрузкой 8 тонн, дальность полета в полной боевой загрузке 1287 км. Вооруженный 12 пулеметами, экипаж состоит из 10 человек", - пишет в научной работе Василий Вертелецкий.
2 июня военная операция "Френтик" началась. С итальянских аэродромов взлетели 130 "летающих крепостей" в сопровождении 70 истребителей. Во время полета они атаковали вражеские объекты в районе Дебрецена на территории Венгрии. После чего взяли курс на Полтавщину. Около 15.00 64 "крепости" сели в Полтаве, 65 бомбардировщиков приземлились в Миргороде. В Пирятин полетели истребители Р-51 ("Мустанги"). Массированные полеты на территорию врага осуществляли ночью.
1 июня 1944 года американские бомбардировщики совершили налет на Берлин. Когда возвращались на базу, то за ними увязался немецкий разведчик "Хейнкель-111", который должен был проследить, где находятся базы американских бомбардировщиков.
Позже ему на помощь прибыли два немецких "Юнкерсы - 88". Их обнаружила противовоздушная оборона с 18.10 до 19.20 на высоте 6-7 тысяч метров над аэродромами Миргорода, Полтавы, Пирятина. Истребителям эти самолеты перехватить не удалось.
Советские оперативники посоветовали американцам самолеты перебазировать на другие аэродромы еще до наступления темноты. Но союзники предложение не приняли. Мотивировали тем, что немцы так далеко лететь не осмелятся.
2 июня около 22.00 немцы нанесли мощный авиаудар по аэродрому Полтавы. За время двухчасовой бомбардировки сбросили 250 фугасных бомб весом до 500 кг и несколько тысяч двухкилограммовых бомб в кассетах по 50 и 100 штук, а также осколочные прыгающие мины. Эскадре немецких бомбардировщиков, летевших в Миргород, не удалось обнаружить аэродром из-за большой облачности.
Гитлер запросил доказательств разгрома "летающих крепостей". Поэтому на следующий день над аэродромом Полтавы появился немецкий самолет-разведчик. Его таранил советский истребитель. В результате фашисты результатов бомбардировки не получили.
Как свидетельствуют документы, немцы уничтожили во время авианалета 44 "летающие крепости", 22 истребителя и более 10 самолетов других модификаций.
Почти месяц продлился вынужденный перерыв в полетах американской авиации.
4 июня 1944 года Иосиф Сталин в телефонном разговоре попросил американское командование нанести удар по авиационному заводу в Милеци (Польша). С этого завода немцы каждый месяц выпускали по 80-90 самолетов.
25 июля 1944 года 67 истребителей "Мустанг" вылетели из Пирятина и уничтожили немецкий авиазавод.
Операция "Френтик" на полтавской земле закончилась в сентябре 1944 года. За это время "летающие крепости" совершили 290 тыс. вылетов и сбросили на врага более 500 тыс. тонн бомб, а американские самолеты-разведчики выполнили 117 боевых вылетов и сфотографировали 174 немецких объекта. Кроме того, в воздухе и на земле было уничтожено 160 вражеских самолетов.
Комментарии