Так исторически сложилось, что северный район Донецкой силу своего географического положения многие века выполнял функцию пограничной зоны. В 1679-1681 годах для защиты населения здесь было решено построить Изюмскую оборонительную черту, а также укрепить города-крепости.
Именно в это время на территории Слободской Украины появляется значительное количество военных, которые составили основу тогдашнего дворянства. За верность государству и весомый вклад в военные походы казаки в конце XVII веке начали получать земельные наделы вблизи военных поселений. После того, как в 1688 году Тор (современный Славянск) стал сотенным городком, казацкая старшина начала получать земельные наделы в Торских дачах по предоставленному царем правом свободного займа.
В 1752 году сын казака Торской сотни Изюмского Слободского полка Сергея Андреевича Белозерова, ротмистр Бахмутского казачьего полка, капитан Степан Сергеевич Таранов официально получил разрешение на строительство мельницы на реке Дальняя Беленькая. Заняв свободные земли в 1752 году, Таранов-Белозеров основывает слободу Белянскую, которая стала фактически первым населенным пунктом на территории современного Краматорска. В 1799 году, после смерти Степана Сергеевича Таранова, все земли перешли его потомкам. В конце XVIII века в бассейне реки Казенный Торец было уже 14 населенных пунктов.
В начале XIX века одним из крупнейших дворянских родов был род Шабельских, что владел землями в Купянском и Изюмском уездах. Однако временем окончательного формирования системы дворянского землевладения на территории современного Краматорска стал XIX век.
Помещики были заинтересованы в ведении высокоэффективного хозяйства. Так, по отчетам предводителей Харьковского дворянства, образцовых хозяйств в большинстве уездов не было, а в Изюмском их насчитывалось целых 13. Среди них были хозяйства Адамова Аполлона, Бантыша Василия, Шабельского Павла и Хлопова Ивана.
Большой вклад был сделан дворянством и в формирование духовного пространства в своих землевладениях. Распространенным явлением для конца XVIII - первой половины XIX века стало строительство церквей и осуществления пожертвований на храмы дворянами. В 1782 году поручик Иевлев построил Покровскую церковь в селе Дмитровка, а в 1788 году помещик Шабельский построил Николаевскую церковь. Внук основателя Краматорска Григорий Таранов-Белозеров выделял значительные суммы денег на переоборудование возведенной в 1790 году Стефановской церкви, которая в то время была главным храмом на территории современного Краматорска.
После проведения аграрной реформы 1861 году в аграрных отношениях происходят глубокие изменения. Начался процесс обеднения дворян. Это не сразу отразилось на их материальном положении. Так, в справочнике "Полное географическое описание нашего Отечества" есть информация о крупнейших землевладельцах Белянской волости Тарановых-Белозеровых, которые имели 8000 десятин, также указываются фамилии Шабельского, Бантыша и Адама.
Близкое расположение угля, руды и выход к морским портам были основанием для привлечения иностранных капиталов, строительства железных дорог и заводов-гигантов. Так, Таранов-Белозеров продали свои земли в 1880-х годах возле станции Краматорск Якову Полякову под строительство железной дороги. Через восемь лет, в 1896 году, Тарановы были продали часть поместья купцу Конраду Гамперу и Акционерному обществу котельных и механических заводов "Фицнер и Гампер" (завод в будущем станет базой для образования Старокраматорского машиностроительного завода, который существует и сегодня).
Несмотря на уменьшение авторитета и влияния дворянства, они продолжали заниматься предпринимательской деятельностью, внедряя новейшие технологии. Семья Бантыша продолжала традиции ведения образцовых хозяйств: Александр Федорович занимался молочным животноводством и пчеловодством, в его же хозяйстве было 7118 голов овец.
Отдельным аспектом деятельности дворянства в Белянской волости было благотворительности, которое включало строительство церквей и пожертвования на них. Так, Григорий Таранов-Белозеров отдал часть денег на обновление иконостаса Стефановской церкви. После его смерти вдова Екатерина и дочь Анна передали храму 1 десятину земли.
После проведения столыпинской аграрной реформы в начале ХХ века положение дворян ухудшается вследствие перехода крупных земельных участков в собственность крестьян. Поэтому дворянство активно использует новую форму ведения хозяйства - экономии. Так, имения дворян Бантышей Софиевка, Прелестное и Камишоваха стали экономия и перешли в собственность Александра Ивановича Бантыша.
Дворяне принимали активном участии в жизни общества. Среди них были и такие, которые вышли за пределы уездов. Так, Александр Бантыш был председателем Харьковской земской управы и членом комиссии по подготовке Крестьянской реформы 1861 года, Федор Бантыш в 1908-1911 годах был губернатором Херсонщины.
За политическими взглядами среди краматорских дворян были и монархисты, и революционеры. К последним относились Эммануил Орбелиани и братья-близнецы Коршуны, Николай и Василий. Они принадлежали к партии эсеров, участвовавших в террористических актах. Известно, что Василий Васильевич распространял агитационные листовки на заводе Краматорского металлургического общества. В доме матери Елизаветы Коршун проводили революционные сборы.
Бантыш, Таранов-Белозеров и Шабельский, наоборот, придерживались монархических взглядов.
Выдающиеся личности дворян из Краматорска
Выдающейся личностью среди выходцев из дворян Белянской волости был Александр Таранов-Белозеров, последователь Григория Потемкина, предводитель дворянства Таврической губернии, кавалер орденов Святой Анны и Владимира. Прославился тем, что завещал свое большое состояние на строительство дома-больницы в Симферополе.
Екатерина Васильевна Шабельская вошла в историю не только Краматорска, а и Святогорской Лавры. На ее средства был построен храм Николая Чудотворца и Кирилло-Мефодиевская лестницы в Святых Горах в 1850-1851 годах. За значительный вклад в строительство святыни, дворянка была похоронена на кладбище монастыря.
Ее сын Ахиллес Шабельский, выпускник Царскосельского лицея, в 19-летнем возрасте вместе с командой российского корабля "Аполлон" вышел в Австралию в качестве переводчика. В течение всего путешествия он вел дневник, который в 1826 году издал на французском языке. В нем автор описывал собственные наблюдения. Шабельский занимал должность в Министерстве иностранных дел и был секретарем русской дипломатической миссии в Филадельфии.
Комментарии