Убийство Симона Петлюры в Париже в мае 1926-го вызвало беспокойство в российско-еврейских кругах Франции. Те волновались чтобы это событие не вывела французские власти и не сказалась на их положении. С первых дней говорилось, что это преступление непонятный, как с точки зрения его давности, так и потому, что Петлюра лично не причастен к погромам. Однако впоследствии выяснилось, что убийца Самуил Шварцбард - французский подданный и это несколько сбило напряжение.
В защиту Шварцабрда вииступило влиятельное еврейское лобби - еврейские организации в Лондоне образовали Комитет помощи Шварцбарду, который организовал целый ряд публичных мероприятий в поддержку Шварцбарда, в т.ч. с привлечением жертв еврейских погромов и известных еврейских деятелей. Еврейские организации проводили сбор средств, а также инициировали в европейской прессе мощную информационную кампанию по "отбеливанию" Шварцбарда - мститель за обиды своего народа, добропорядочный гражданин Франции, французский воин и патриот, примерный семьянин, носитель всяческих человеческих добродетелей.
1 июня 1926 авторитетный парижский журнал "Котидьен" опубликовал статью известного французского романиста и члена Лиги прав человека Франсиса Карко, приближенного к еврейским эмиграционных кругов, в которой содержались обвинения Симона Петлюры в еврейских погромах. В другом чекистской донесении сообщалось, что "Группа еврейских волонтеров, принимавших участие в войне на французском фронте, во главе которой стоит Крукер, постановила добиться привлечения представителя этой группы, как свидетеля в деле Шварцборда. Так, осветить его личность с лучшей стороны, как честного товарища, хорошего солдата и стойкого националиста, которого до болезненности возмущалы погромы петлюровцев".
Упреки в адрес Шварцбарда часто воспринимались еврейской общиной за попытки отрицания или оправдания погромов, на самом деле большой трагедии этого народа, предвзятости к нему, то есть антисемитизма. Не было единодушия относительно акта Шварцбарда и в самых еврейских кругах. К примеру, в июле 1926-го газета "Наша речь" сообщала об инциденте, который произошел на собрании еврейских литераторов, артистов и художников в Париже. Обсуждался вопрос как еврейская общественность должна реагировать на убийство Петлюры. Один из присутствующих решился упрекнуть Шварцбарду. В ответ известный еврейский писатель Шолом Аш заявил: "Я думал, что нахожусь среди порядочных людей, таких же как Шварцборд, но я ошибся. Дай бог нам побольше таких людей как Шварцборд, тогда Не будет места погромам" и попытался покинуть зал собрания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Симона Петлюру убили за связи с поляками
22 июля 1926 в Еврейском клубе "Шолом Алейхем" должен был выступить с лекцией о Симоне Петлюре и еврейских погромах Илья Чериковер, известный еврейский журналист, один из самых активных членов комитета защиты Шварцбарда. В его распоряжении находился так наз. "Погромный архив" - документы общественных и правительственных организаций по еврейских погромах в Украине и Беларуси. Публика ожидала обнародования сенсационных фактов. Чериковер интриговал, предупредив присутствующих, в т.ч. журналистов, что все, что он говорит - тайна и попросил сохранить ее. А именно, что еще до войны Симон Петлюра перевел с русского драму Евгения Чирикова "Евреи", в предисловии к которой тепло и сочувственно отзывался о трагедии еврейского народа в России. Что Владимир Винниченко в одной из своих книг обвинял Петлюру в организации еврейских погромов. Что расходы на ведение процесса по стороны сторонников Петлюры покрывать польское правительство. Только последнее, и то весьма условно, могло претендовать на сенсацию.
На волну обвинений в адрес украинских повстанцев отреагировал отдельной статьей Нестор Махно. Апеллировал к еврейской общине, доводя беспочвенность обвинений о собственном участии в погромах. Утверждал, что только "мелкобуржуазная петлюровщина" могла совершать погромы, но даже не он сам и не найдется ни одного еврея, который бы доказал с документами в руках, что Махно совершал погромы и бесстрастный суд истории скажет свое слово. Вскоре в газете, как рассказывали чекисты, появилась ответ еврейства: "Таким мелкотравчатым "батькам" история не будет заниматься. Ему да завидно, что о нем никто не говорит и его забыли, а Петлюра стал героем дня. В заключении было написано "спите спокойно, батько Нестор", никто Вас не тронет. На таких батьков не стоить терять пуль Шварцбордов".
Под влиянием масштабной Антипетлюровский кампании общественные настроения во Франции и других европейских странах стали меняться не в пользу уенеровцев: ширилось убеждение о безнаказанности Шварцбарда, а также, что на предстоящем судебном процессе судить будут не убийцу, а погибшего Симон Петлюра. "Генеральная Рада в Париже и Варшаве ужасно обеспокоились мнением граждан Парижа, что Шварцбард без сомнения будет оправдан и, кроме того, документальные данные, собранные следователем не говорят в пользу Петлюры".
Очевидно под огромное давление попали и первые лица Франции. Чекисты отмечали, что 5 июля 1926-го вдову Симона Петлюры Ольгу посетил Пти, личный секретарь экс-президента Франции Александра Мильерана.
"Вдову Петлюры посетил Пти, личный секретарь Мильерана в понедельник 5 июля. Хотел получить исчерпывающий ответ по поводу посещения в Киеве Петлюры депутатами евреями, которую Петлюра не принял. Вдова отрицал категорически этот факт, заявил, что она была в курсе всех дел мужа". В другом чекистской донесении отмечается, что Мильеран решился защищать Петлюру, однако под давлением своих однопартийцев отказался от этой идеи. "Со слов Гусареско и Глейз я узнал, что в Париже будет суд на убийство Петлюры, но он будет носит характер суда над Петлюровщиной, а не над Шварцбордом. По газетным сведениям Мильеран взялся было защищать Петлюру, но после нападок на него со стороны своей партии отказался.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 103 украинские эмигрантские организации объединились после убийства Петлюры
Абсурдность ситуации, достаточно тонко описана в "Письме российского монархиста", который распространялся в Бессарабии сотником Миткевич и был перехвачен чекистами. Автор россиянин-монархист, что всей душой ненавидел Петлюру, считая его врагом России и желая ему смерти, но удивлялся позиции еврейских организаций и французского общества. "Ювелир Шварцбурд, бывший русский еврей, давно уже натурализовавшийся во Франции, среди белого дня в Париже убивает проживавшего там в качестве частного лица Симона Петлюру, которого он до этого в глаза никогда не видел. И вот уже работает в Париже какой то еврейский Комитет, собирающийся доказывать, что Петлюра делал еврейские погромы. Уже нанять знаменитый адвокат для защиты убийцы, уже летят во все концы мира известия о том, что Шварцбурд - необыкновенная личность, наделенная всеми возможными добродетелями - скромный, добрый, честный, храбрый. Горячий французский патриот, герой великой войны, чуть ли не спаситель Франции в боях на Марне и под Верденом. Французским судьям остается только встретить его аплодисментами и выразить ему свою глубокую благодарность и уважение.
Но оправдание убийства далеко не оправдываются цели и желания еврейского комитета. "Дело не Шварцбурда, - это будет суд над Петлюрой", - открыто говорят евреи и говорят это во всех концах мира и говорят это с первого же дня получения известия об убийстве. А в Шварцбурда, извольте ль видеть комментарии сообщников, он действовал один, по свой страх. Неужели это не страшно. Но это не всё еще. "Суд над Петлюрой", то-есть вот какой суд: кем то произнесено приговор смертный над Петлюрой, этот приговор приведен в исполнение, а теперь будут судит не убийцу, а убитого и эта, только эта последняя часть суда "над Петлюрой" предоставлена французским судьям, - какая честь для них".
Отраслевой государственный архив Службы внешней разведки Украины обнародовал на своем сайте более 5 тыс. Страниц архивных документов. Среди них много материалов всесоюзной и Украинской зарубежной разведки за 1925-1932 годы. Они касаются украинской политической эмиграции в странах Западной Европы: донесения агентуры, спецсообщения, информационные справки, документы украинских органов власти, общественных организаций и деятелей.
Значительная часть материалов касается Председателя Директории и Главного атамана войск и флота УНР Симона Петлюры - сообщение об убийстве, донесения о настроениях среди украинской и российской эмиграции, слежение за уенеривской деятелями, участвовавших в подготовке к судебному процессу над убийцей Самуилом Шварцбардом. Есть информация о содержании документов, собранных уенеривцямы для судебного процесса. Это позволило адвокатам Шварцбарда подготовить стратегию защиты и собрать контраргументы, которые сеяли сомнения в достоверности украинской версии. На основе данных разведки готовили откровенные манипуляции мнением присяжных-французов, которые были мало знакомы с ходом событий недавней истории Украины.
Комментарии