Где располагались висячие сады Вавилона? Исторические источники помещают их, конечно, в Вавилон, но, может статься, это результат ошибки, вызванной несколькими любопытными совпадениями, убеждают ученые.
Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес древнего мира, находились, как считает историк из Оксфорда, не в Вавилоне, а в 500 км кв северу, в Ниневии (главный соперник Вавилона).
После более чем 20 лет исследований Стефани Далли из Института востоковедения Оксфордского университета наконец-то собрала достаточно аргументов в пользу того, что знаменитые сады — дело рук ассирийского правителя Сеннахериба, а вовсе не Навуходоносора II.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Шотландии нашли 28 камней с ямками возрастом 5 тысяч лет
Впервые г-жа Далли озвучила эту гипотезу в 1992 году. В книге, которая вот-вот увидит свет, приводятся четыре доказательства.
Во-первых, барельеф из дворца Сеннахериба в Ниневии изображает деревья, растущие на крытой колоннаде, то есть как в классических описаниях садов. Немаловажно заметить, что оригинальный барельеф был утрачен в середине 19 века. Обнаруженный британским археологом Остином Генри Лэйардом в 1840 году, он находился в таком плохом состоянии, что его поверхность, по всей вероятности, вскоре окончательно разрушилась. Кроме того, он, возможно, затонул в реке Тигр вместе с другим грузом, который Лэйард вёз из Ниневии. К счастью, художник, работавший вместе с археологами, успел зарисовать барельеф, и рисунок был воспроизведен в книге Лэйарда о Ниневии, опубликованной в Лондоне в 1853 году.
Дальнейшие исследования г-жи Далли показали, что после того, как Ассирия завоевала Вавилон в 689 году до н. э., её столица Ниневия, возможно, рассматривалась в качестве "Нового Вавилона". Из-за этого позднее и стали считать, что висячие сады располагались в самом Вавилоне. И это не первый такой случай: в 13 веке до н. э. ещё один месопотамский город Борсиппа назывался "вторым Вавилоном". Более того, после успешного похода Сеннахериб дал всем воротам Ниневии названия врат Вавилона.
В-третьих, абсолютно плоская местность, окружавшая Вавилон, не позволила бы доставить в город количество воды, необходимое для существования легендарных садов. Топография Ниневии, напротив, делала это возможным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Среди древнейших наскальных рисунков нашли эротическое изображение
Наконец, г-жа Далли выяснила, что классические описания висячих садов были составлены историками, посетившими развалины Ниневии. Например, в 331 году до н. э. Александр Македонский накануне битвы при Гавгамелах разбил лагерь возле одного из акведуков, по которому, как считает г-жа Далли, в сады подавалась вода. А в свите Александра, как известно, были историки Каллисфен, Клейтарх и Онесикрит. Их работы не сохранились, но послужили источником описаний висячих садов, появившихся через несколько столетий.
Помимо прочего, г-жа Далли считает своё исследование первым, которое доказывает саму реальность садов Семирамиды. Их построили на искусственном холме примерно полукруглой формы около 25 м высотой с многочисленными террасами. У его подножия находился большой бассейн, питаемый стекавшими со склонов потоками воды. Деревья и цветы росли на небольших искусственных полях на вершине крытых колоннад. Весь сад занимал около120 м в поперечнике. Считается, что для его орошения требовалось по меньшей мере 35 тыс. л воды, которые доставлялись по системе акведуков и каналов за 50 км. Вода поднималась с помощью бронзовых винтовых насосов.
Кстати, в том, что Сеннахериба могли перепутать с Навуходоносором, нет ничего странного. Оба вели агрессивную внешнюю политику и решились на разрушение религиозных святынь: первый уничтожил храмы Вавилона, а второй — Храм Соломона в Иерусалиме. Позднее обиженные ими народы считали, что обоих за это постигла божья кара: Сеннахериб был якобы убит собственными сыновьями, а Навуходоносор — обращён в зверя.
И последнее. Примерно в 700 году до н. э. или чуть позже Сеннахериб приказал высечь надпись, прославлявшую его дворцовые сады в качестве чуда из чудес. Возможно, именно они и послужили прообразом садов из позднейшей легенды о мидийской жене вавилонского царя, скучавшей по родине.
Комментарии