В XIX веке в культуре начался настоящий массовый интерес ко всему, что было близко к народу, могло объяснить его происхождение, традиции, быт. Развивались различные этнографические науки, а также история, археология. Уже позже совокупность различных культурных движений, творческих тенденций, развития искусства позволили назвать это время "временем романтизма".
Казимир Войняковского - поляк, рисовал Волынь тогда, когда этого практически не делал никто. Он был едва ли не единственным, который изобразил исторический край в то время, когда "страна обоих народов" была разделена между соседними европейскими государствами-волками, а ее территории отошли к цивилизационно различных общественных образований.
На работах краковского художника изображены такие волынские местности: часовня Скорбному Христа в Луцке, вид улицы Рыночной в Луцке, замок в Луцке, деревянная церковь в Ковеле, кузница в Ковеле, 4 выгляди Голоб, дворик с воротами в Ружине, Гильча с дворцовой воротами . На них - природа, здания и люди тех времен. Кроме художественной ценности, работы должны еще и историческую, так документируют местности, которые давно изменились и потеряли свой тогдашний лик.
Зигмунд Фогель путешествовал Польшей в последние годы ее существования по заданию последнего короля Станислава Августа Понятовского. Он использовал акварель, тушь и карандаши. Обрисовал несколько десятков исторических мест страны, среди которых 2 волынские города - Острог и Почаев.
Тарас Шевченко имеет в активе большой пласт изобразительных работ. Многие из них экспонируются в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве. Там же хранятся его волынские работы. К сожалению, волынская часть представлена только Почаевом - 4 акварели.
Наполеон Орда имеет в своем творческом малярном доработку образы городов, поселков и сел ли не половины Украины. А еще Беларуси, Польши, Литвы и других стран Европы. В 1872-1874 годах этот белорусско-польский художник и музыкант находился в Луцке. Подсчитали, что Орда сделал несколько десятков рисунков Волыни.
Осенью 1866 западными краями Российской империи путешествовал художник Московской Оружейной палаты Дмитрий Струков. Именно он сделал рисунки, по которым затем в петербургской мастерской Александр Беггров выполнил цветные литографии волынских и не только памятников старины.
Их поместили в известный восьмитомник "памятники русской старины в Западных губерниях", который издавался в 1868-1885 годах. Первые четыре тома 1868-1869 годов посвящены Волыни. В них содержатся хромолитографии (цветные рисунки, изготовленные специальным методом) с видом местностей и отдельных памятников Владимира-Волынского, Луцка, Острога и Овруча. Кроме того, в альбомах можно найти карты этих городов времени формирования книг. В волынской части издания - 27 рисунков.
Юзеф Игнатий Крашевский считается польским художником - художником, писателем, историком, философом. Значительную часть своей жизни автор прожил на Волыни. Сюда он приехал в 1838 году. Сначала был владельцем села Омельное, а потом купил Городок недалеко от Луцка. Писатель любил волынский край, восхищался его природой, старинными памятниками. Он много путешествовал по Волыни, описывал быт жителей. Самая известная его работа об этом крае называется "Воспоминания из Полесья, Волыни и Литвы", переведена на украинский язык. Путешествуя Волынью, Рашевский выполнял графические и акварельные рисунки разных населенных пунктов, уголков природы и местных типажей.
Gazeta.ua предлагает уникальные фотографии из жизни украинский в Канаде в начале ХХ века.
Комментарии