




Описана полная колода 52 серебряных и позолоченных игральных карт, которые были созданы около 1616 года немецким мастером Михаэлем Фрёммером.
400 лет назад не существовало единого стандарта игральных карт, и в разных частях Европы всё было по-разному. В данном случае карты изготовлены по итальянскому образцу — с мечами, монетами, жезлами и чашами, имеющими значение от туза до десяти. Фигурных карт три: король, рыцарь (или кавалер) и валет. Джокеры отсутствуют.
В 2010 году колода была анонимно выставлена на аукцион Christie's в Нью-Йорке. Её приобрёл предприниматель Селим Зилха, который поделился раритетом с историком Тимоти Шродером. Тот в долгу не остался и посвятил картам несколько страниц своей новой книги "Серебро, фарфор и рубиновое стекло Ренессанса и барокко в коллекции Зилхи" (2012).
Исследователь отмечает, что серебряные карты создавались не для игры, а как произведения искусства для избранных коллекционеров. Сегодня известны только пять комплектов, и лишь один из них — описываемый здесь — полон.
Два короля изображены в древнеримских одеяниях, третий — в виде императора Священной Римской империи, четвёртый — как восточный владыка. Рыцари и валеты одеты в военные и придворные костюмы по моде того времени. Размер карт — 8,6?5 см. Рубашка пуста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Все Габсбурги стали родственниками как по матери, так и по отцу
Процесс нанесения позолоты был опасным для здоровья, и мастера того времени об этом уже знали. Золото растирали в порошок и смешивали со ртутью. Полученную массу наносили на поверхность, после чего обжигали в печи: ртуть испарялась, а золото химически связывалось с серебром.
Для кого изготавливалась колода, неизвестно. Но семья, выставившая её на аукцион, утверждала, что картами владела инфанта Карлота Жоакина, дочь испанского короля, вышедшая замуж за португальского принца. В 1807 году она бежала от войск Наполеона в Бразилию. После того как француз принудил её брата Фердинанда VII отречься от престола, она предприняла несколько попыток захватить испанскую корону и взять под свой контроль активы страны в Новом Свете. Согласно семейной традиции, инфанта подарила карты на память жене своего соратника Фелипе Контуччи.
Шродер не склонен сомневаться в этой истории. Когда Зилха приобрёл карты, они лежали в кожаном футляре начала 19 века с медной табличкой, которая тоже относится к началу или середине 19 века и на которой выгравирован весь этот провенанс.
Комментарии
1