15 августа 1914 года официально началось судоходство через Панамский канал.
Правительство Колумбии, которому в то время принадлежал Панамский канал, первым предоставил право проведения работ французской компании Фердинанда де Лессепса. Компания в 1869 году успешно завершила строительство Суэцкого канала. Работы начали в 1881 году.
Сообщает "Этот день в истории".
Плохая конструкторская разработка проекта, финансовые проблемы и жалкие условия труда привели в 1889 году к банкротству компании Лессепса. Строительство канала возобновили через 3 года уже под руководством Филиппа-Жана Буно-Валиллы, бывшего главного инженера Лессепса. К концу века строительство вели систематически.
В начале XX века во время противостояний между США и Испанией в США возникла потребность в создании короткого пути для передвижения военных и торговых судов между Атлантическим и Тихим океанами. В 1902 году Конгресс США принял решение о покупке французской компании, которая строила Панамский канал, и выделил средства для завершения работ.
В 1903 году между США и Колумбией был подписан договор на право контроля над панамским перешейком в обмен на солидную финансовую компенсацию. Колумбийский парламент не ратифицировал этот договор. Президент США Теодор Рузвельт отдал распоряжение поддержать панамское движение сопротивления, которое финансировал Филипп Буно и его компания.
3 ноября 1903 года марионеточное панамское правительство провозгласило независимость от Колумбии, а переброшенные в район строительства канала американские военные корабли сдержали попытки колумбийского правительства подавить движение сепаратистов.
6 ноября 1903 года США признали независимость Панамы.18 ноября был подписан договор, который гарантировал США постоянное право на присутствие в зоне канала и ведения его строительства. В обмен на это Панама получила 10 млн долл. и 250 тыс. ежегодных дотаций на следующие 9 лет.
В 1906 году строительство канала было приостановлено американцами для проведения дополнительной инженерно-конструкторской подготовки и преодоления тропических эпидемий, которые свирепствовали в зоне работ, и было восстановлено в 1909 году. В течение следующих 6 лет США инвестировали в строительство около 400 млн долл., и 15 августа 1914 года канал, протяжностью 40 миль был официально открыт для судоходства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На 87 году жизни скончалась дочь Хрущева
В 1970-е Панама заявила об отказе соблюдать договор 1903 года. В 1977 году президент США Джимми Картер и панамский диктатор Омар Торрихос подписали соглашение о передаче до конца столетия Панамского канала в собственность правительства Панамы, что произошло 31 декабря 1999 года.
Напоминаем, что до 24 августа в Центре визуальной культуры (ул. Глыбочицкая, 44) пройдет ряд культурных мероприятий в рамках проекта "Олимпиада-84 в Донецке".